RussianEnglish

Александр Гринберг
Избранное. 1920-1950-е

Александр Гринберг.
Сергей Эйзенштейн. 
1926 Александр Гринберг.
Портрет. 
1920 Александр Гринберг.
Сценический этюд. 
1920 Александр Гринберг.
Портрет актрисы. 
1920

Александр Гринберг. Сергей Эйзенштейн. 1926

Александр Гринберг. Портрет. 1920

Александр Гринберг. Сценический этюд. 1920

Александр Гринберг. Портрет актрисы. 1920

Москва, 24.IV.2001—25.V.2001

выставка завершилась

ГУМ

Красная пл., д.3, 3-я линия (карта проезда)
время работы: с 10:00 до 22:00 ежедневно Телефон: +7 (495) 620-34-70

Поделиться с друзьями

Из собрания Союза фотохудожников России

Из собрания Союза фотохудожников России

Свернуть

О выставке

История русской фотографии, как и вся история русской культуры, на протяжении XX века была подвержена трагическим катаклизмам. Искусство фотографии быстро и мощно развивалось в России в конце XIX начале XX века. В это время российские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. Среди различных стилистических направлений, распространенных в российском фотоискусстве того времени, пикториальная фотография пользовалась особой популярностью. Пикториализм с его ориентацией на живописные каноны, установкой на непредсказуемость и уникальность фотоотпечатка, получаемого в ходе сложной технологической обработки негатива и позитивного изображения, был удивительно созвучен атмосфере «серебряного века» и мистическим умонастроениям, столь характерным для России на рубеже веков.
Александр Гринберг был одним из самых ярких и талантливых выразителей этого стиля. В его работах поэтичность сочеталась с виртуозным владением техникой фотообработки. Он любил экспериментировать с фотопроцессами. Стремясь к совершенству, бесконечно варьировал и нюансировал одни и те же сюжеты и композиционные построения, добиваясь в своих фотографиях небывалых возможностей передачи эмоциональных состояний персонажа и окружающей среды.

В 1935 году Гринберг был репрессирован и сослан в сталинские лагеря под абсурдным предлогом распространения порнографии. Именно так было расценено его участие в выставке «Мастера российской фотографии» (1935 г.), где Гринберг выставил свои этюды обнаженной натуры. Любопытно, что развеской этой выставки занимался Александр Родченко (кстати, сосед Гринберга по лестничной клетке), самый яркий выразитель противоположного направления в фотоискусстве — конструктивизма. Увы, и оно вскоре подверглось нападкам со стороны властей.

В конце 30-х годов российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет «искусства» ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии, в том числе и пикториализма.

Сегодня российская фотография оказалась разбужена и востребована происходящими в стране переменами. Творчество Александра Гринберга и русских пикториалистов не только открывается заново как страница забытой истории, но и органично вписывается в актуальный контекст современной русской культуры конца века, активно ищущей свои истоки в его начале.

Выставка «Александр Гринберг. Избранное.1930—1950 годы» подготовлена Союзом фотохудожников России (куратор Андрей Баскаков). Работы напечатаны с авторских негативов собрания Союза фотохудожников России. Персонажи Александра Гринберга, ожившие на этих снимках, опровергают миф о «единой общности советского народа» и подтверждают психологическую «многоукладность» любого социума. Томные модники и модницы Александра Гринберга жили в коммуналках вместе с комиссарами и комсомолками в косынках в одно и то же время. История, к счастью, всегда и везде многолика.

Ольга Свиблова

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.