Уважаемые посетители! Во вторник, 12 декабря, в связи с проведением мероприятия музей откроется в 16:00. Приносим свои извинения.

Дмитрий Бальтерманц
Ретроспектива

Дмитрий Бальтерманц.
Главные часы государства. Красная площадь, Москва. 1964.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Ближний бой. Под Москвой. 1942.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Атака. Под Москвой. Ноябрь 1941.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Испытание нового автомобиля ЗИС-110. 1949.
Новый отпечаток с оригинального негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Тихий час в детском саду. 1950.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
«Прорубают» проспект Калинина. 1960.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Из серии «Коля живет в Москве». 1960.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Трубы для газопровода. Из серии «Путешествие по Оби». 1971.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Не оглядываясь назад (Два Ильича). Москва. Октябрь 1972.
Авторский отпечаток.
Бромо-серебряный отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии» Дмитрий Бальтерманц.
Москва. 1960-е.
Авторский отпечаток.
Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Главные часы государства. Красная площадь, Москва. 1964. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Ближний бой. Под Москвой. 1942. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Атака. Под Москвой. Ноябрь 1941. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Испытание нового автомобиля ЗИС-110. 1949. Новый отпечаток с оригинального негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Тихий час в детском саду. 1950. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. «Прорубают» проспект Калинина. 1960. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Из серии «Коля живет в Москве». 1960. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Трубы для газопровода. Из серии «Путешествие по Оби». 1971. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Не оглядываясь назад (Два Ильича). Москва. Октябрь 1972. Авторский отпечаток. Бромо-серебряный отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Дмитрий Бальтерманц. Москва. 1960-е. Авторский отпечаток. Музей «Московский Дом фотографии»

Москва, 5.VII.2012—14.X.2012

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

В экспозицию вошло более 200 черно-белых и цветных фотографий 1940-1980-х годов. Большую часть выставки составляет хроника Великой Отечественной Войны, включающая знаменитый снимок «Горе» (1942) и кадры битвы под Сталинградом. Знаменитая серия «Шесть генеральных...» — портреты генеральных секретарей, от Сталина до Горбачева, снятые во время официальных встреч и визитов. На цветных фотографиях 1950-1960-х годов запечатлена повседневная мирная жизнь Москвы, Алтая, Чукотки, Узбекистана, Вьетнама, Кубы и других стран, в которые Бальтерманц ездил как фотокорреспондент журнала «Огонёк».

Куратор: Сергей Бурасовский

В экспозицию вошло более 200 черно-белых и цветных фотографий 1940-1980-х годов. Большую часть выставки составляет хроника Великой Отечественной Войны, включающая знаменитый снимок «Горе» (1942) и кадры битвы под Сталинградом. Знаменитая серия «Шесть генеральных...» — портреты генеральных секретарей, от Сталина до Горбачева, снятые во время официальных встреч и визитов. На цветных фотографиях 1950-1960-х годов запечатлена повседневная мирная жизнь Москвы, Алтая, Чукотки, Узбекистана, Вьетнама, Кубы и других стран, в которые Бальтерманц ездил как фотокорреспондент журнала «Огонёк».

Куратор: Сергей Бурасовский

Свернуть

Фото с вернисажа

© Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Людмила Зинченко © Людмила Зинченко

Каталог выставки

Каталог выставки.
М., 2005 – 176 с., 26х23,5 см.
ISBN 5-93977-017-7

О выставке

Первый профессиональный репортаж выпускник механико-математического факультета Московского Университета и преподаватель математики в Высшей Военной академии капитан Бальтерманц выполнил в 1939 году по просьбе центральной советской газеты «Известия». Он отправился в командировку на съемку ввода советских войск на территорию Западной Украины. Результат оказался столь хорош, что ему немедленно предложили должность штатного фотографа самого крупного и влиятельного советского издания. Сменить блестящую перспективу академической карьеры математика в военном чине на кочевую жизнь фотографа-репортера решились бы немногие. Бальтерманц сделал выбор, не раздумывая.

1939 год — год великого стилистического перелома в советской культуре. Социалистический реализм, насаждавшийся властью уже с середины 1930-х, практически вытесняет все другие эстетические направления во всех областях искусства, в том числе и в фотографии, где еще совсем недавно сосуществовали и пикториализм, и модернизм, и бытовой репортаж.

Своими первыми профессиональными репортажами Дмитрий Бальтерманц отлично вписался в новые требования этого времени. Однако за его спиной стояла великая эпоха советского авангарда, эпоха Александра Родченко и Владимира Маяковского, Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна и др. Уже в 1926 году, в четырнадцать лет Дмитрий Бальтерманц начал работать наборщиком в типографии газеты «Известия»; был киномехаником, ассистентом архитектора; помогал на съемках профессиональным фотографам.

С июня 1941 года Дмитрий Бальтерманц — фронтовой фотокорреспондент газеты «Известия». Он снимает оборону Москвы, военные действия в Крыму, битву под Сталинградом. В 1943 году из-за ошибки редактора, неверно подписавшего его снимки, ушедшие в печать без ведома автора, Дмитрий Бальтерманц попадает в штрафной батальон. Выжить удалось чудом. «Спасло» тяжелейшее ранение, грозившее ампутацией ноги. После госпиталей в 1944 году он вновь отправляется на фронт фотокорреспондентом, но уже не «Известий», а армейской газеты «На разгром врага», снимает военные действия в Польше и Германии.

Большинство снимков из его военного архива увидели свет лишь во время хрущевской «оттепели», а знаменитое «Горе», прославившее его имя во всем мире, было впервые напечатано в СССР лишь спустя тридцать лет после съемки, в 1975 году.

Вернувшись с фронта с орденами и медалями, с тысячами и тысячами негативов и сотнями публикаций, Дмитрий Бальтерманц долгое время безрезультатно ищет работу. Штрафной батальон — пятно в биографии — и еврейское происхождение в эпоху уже набиравшей обороты кампании по борьбе с космополитизмом закрывали двери даже тех изданий, где так высоко ценили и любили его творчество. Риск принять Бальтерманца фотокорреспондентом в крупнейшее советское иллюстрированное издание, выходившее миллионными тиражами — журнал «Огонёк» — взял на себя главный редактор поэт А. Сурков. В этом журнале Бальтерманц проработал до своей смерти в 1990-м году, с 1965 года возглавляя фотоотдел издания.

Начав свою профессиональную деятельность в то время, когда в СССР уже опускался «железный занавес», отгородивший советское искусство от мирового художественного процесса, а также в эпоху, когда фотография из уважаемого и популярного вида искусства превратилась в служанку идеологической машины и потеряла свой художественный статус, Бальтерманц оказался одним из немногих фотографов, востребованных на протяжении почти полувека и в своей стране, и за рубежом.

В России миллионы читателей «Огонька» украшали стены своих унылых коммуналок обложками издания с его фотографиями, а за рубежом Бальтерманц выставлялся на международных выставках, входил в престижные мировые жюри фотографических конкурсов, в то время когда само понятие «заграница» было вынесено за скобки физического существования и менталитета советского человека.

Несмотря на то, что карьера Бальтерманца по советским меркам была очень успешной — он много снимал, много публиковался и выставлялся, имел возможность работать заграницей, он никогда не был советским фотографом. Блестящий профессионализм, безупречное чувство композиции (если Родченко изобрел диагональную композицию, то математик Бальтерманц был виртуозом горизонтали), врожденный аристократизм позволяли ему, нормально ладившему с советской властью и никогда ни с кем не сводившему счетов, всегда оставаться независимым художником-космополитом. Даже в своих самых лиричных снимках он умел дистанцироваться от происходящего, поэтому большинство его работ — не просто фотоархивация советской истории, но философская метафора своего времени, обращенная прежде всего в будущее.

Фоторепортажи с войны, постановочные или полупостановочные кадры, воспевавшие героический труд и достижения советских людей, пейзажи и портреты — ему все удавалось одинаково хорошо. Он не брезговал фотоколлажем, впечатывая тревожные тяжелые облака в военные фотографии, усиливая трагизм запечатленных событий. В советской фотографии ретушь традиционно применялась для изъятия неугодных персонажей из истории. Бальтерманц пользовался обратным методом: на однажды снятую трибуну Мавзолея, где обычно выстраивались руководители советского государства во время торжественных парадов, он наклеивал фигурки VIP-персонажей КПСС, специально увеличивая размеры вождя. Потом переснимал полученный коллаж, и «идеально правильные композиции» выравнивали естественную неорганизованность ближайшего окружения Сталина, каждый на свой лад старавшегося занять передовую и максимально близкую по отношению к вождю народов позицию. Однажды Сталин заметил нечто неладное в данных снимках и затребовал объяснений. К счастью, ситуация разрешилась без последствий.

Съемки политиков — отдельная глава в творчестве Дмитрия Бальтерманца. Он фотографировал генеральных секретарей: Сталина и Хрущева, Брежнева и Андропова, Черненко и Горбачева. Он смотрел на вождей без раболепия и страха, без иронии и сочувствия, смотрел глазами свободного человека, успевавшего предвосхитить не протокольные, но символичные моменты, проявлявшие и личность человека, определявшего эпоху, и эпоху, проявляющуюся через эту личность.

Бальтерманц знал наследие русского фотографического авангарда и мировую фотографию, лично встречался с Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано, Марком Рибу, Джозефом Куделкой и другими крупнейшими фотографами второй половины ХХ века. Этот сильный, умный, мудрый, мужественный и красивый человек, с одной стороны, виртуозно создавал и поддерживал базисные мифы советского строя о счастливой жизни самых сильных и счастливых людей; с другой — самым беспощадным образом демифологизировал действительность, акцентируя в своих фотографиях общечеловечские боль и радость, не зависящие от географических границ и социального строя.

1912, 13 мая — родился в Варшаве, Польша.
1915 — после развода родителей и нового замужества матери семья перебирается в Москву.
По окончании школы, вынужденный помогать семье, работает помощником булочника, ассистентом архитектора, киномехаником, наборщиком в типографии газеты «Известия».
1935 — 1939 — студент механико-математического факультета Московского университета; начинает подрабатывать фотокорреспондентом в различных газетах и журналах.
1939 — офицер Красной Армии, преподает математику в Военной академии в Москве; как внештатный корреспондент «Известий» снимает присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР.
1940 — зачислен в штат газеты «Известия».
1941 — 1943 — фронтовой фотокорреспондент газеты «Известия»; снимает оборону Москвы; военные действия в Крыму и Сталинграде. Из-за ошибки редактора, неверно поставившего подпись под его фотографией, Бальтерманц попадает в штрафной батальон; тяжело ранен.
1944 — 1945 — фронтовой фотокорреспондент армейской газеты «На разгром врага»; снимает военные действия в Польше и Германии.
1945 — 1990 — работает в журнале «Огонек», органе печати ЦК КПСС — главном цветном иллюстрированном журнале советской эпохи, выходившем миллионными тиражами. Политическая и экономическая история страны от Сталина до Ельцина представлена на страницах журнала в фотографиях Бальтерманца, фамилия которого становится известной практически в каждой советской семье.
1960 — 1990 — многочисленные персональные выставки в СССР и других странах мира: Франции, Италии, Великобритании, Венгрии, Финляндии, США и др.
С 1965 — член редколлегии журнала «Огонек», возглавляет фотоотдел. Работу в журнале совмещает с общественной деятельностью.
1970 — 1990 — президент фотосекции Союза Общества дружбы с зарубежными странами;
1985 — 1987 — член жюри World Press Photo.
1990, июнь — умер в Москве.

При поддержке

РОСБАНК 15.03

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut от 11.03

Информационные партнеры

Первый канал 13.03.12 Коммерсант FM Foto-Video 13.03.12 Winzavod art review 13.03.12 be in Foto.ru 13.03.12 Диалог Искусств 27.06.2012 Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.