Сергей Шестаков
Чернобыль. 25 лет спустя

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее" Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее" Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее" Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее" Сергей Шестаков .Из серии "Путешествие в будущее" Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее" Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее" Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков .Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Сергей Шестаков. Из серии "Путешествие в будущее"

Вена, 3.II.2012—23.III.2012

выставка завершилась

Kunsthalle Wien

Museumsplatz 1 A-1070 Vienna

Поделиться с друзьями

Расписание выставки

  • 28.IV.2011—5.VI.2011

    Москва

    Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии

  • 19.XI.2011—8.XII.2011

    Lianzhou

    Lianzhou International Photo Festival

  • 3.II.2012—23.III.2012

    Вена

    Kunsthalle Wien

Фото с вернисажа

О выставке

Выставка «Чернобыль. 25 лет спустя» рассказывает о катастрофе на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года и включает в себя несколько проектов: Сергей Шестаков «Поездка в будущее», Роллан Сергиенко «Колокол Чернобыля», Александр Тычков «Район действий — Чернобыль», Документальные фотографии из собрания ФМБА России, Микаэл Таривердиев «Quo vadis? Симфония для органа». Во время подготовки к выставке, никто не предполагал, что 11 марта 2011 года произойдет радиационная авария в Японии, на АЭС «Фукусима-1». В результате выставка в МАММ, напоминающая о событиях 25-летней давности, становится еще и предупреждением сегодняшнему поколению. Зрители увидят уникальные документальные фотографии, созданные очевидцами аварии сразу после трагедии, а также ликвидаторами, работавшими на реакторе. Одновременно в экспозицию войдут документальные фильмы и видео материалы. Центральное место на выставке займет серия снимков Сергея Шестакова «Поездка в будущее», ее название отсылает к детской книге Зои Воскресенской, которая была найдена фотографом в одном из детских садов Припяти. В 2010 году фотограф задумал сделать проект о техногенных катастрофах и «остановкой № 1» стал Чернобыль. «Выйдя уже сегодня на остановке № 2, люди должны решить, в каком направлении, по какой ветке „жизненного метрополитена“ им ехать дальше» — говорит Шестаков.

СЕРГЕЙ ШЕСТАКОВ

Родился в 1968.
Живет и работает в Москве.

Обучение

1985-1991
Московский
Физико-Технический Институт

Персональные выставки

2012

Fahrt in die Zukunft — Stop #1: Tchernobyl. Kunsthalle, Вена, 2012

2011

Journey into the Future. Stop #1. Международный фото фестиваль Lianzhou Foto 2011, Китай

Бутан. Проект «Счастье». Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Территория_Полюс. Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург

En marche vers le future. Galerie L’Aleatoire, Париж

Поездка в будущее. Остановка№ 1. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Дополнительные полюса. Галерея на «Мосфильме», Москва

Коллективные выставки

2011

«Арктика». Мультимедиа Арт Музей, Москва

Antarctic Biennale International Art Exhibition. «Ultima Thule». Университет Ca’Foscari, Венеция

2010

The Best of Russia’10. Центр современного искусства «Винзавод», Москва

Библиография

2011

Journey into the Future. Stop #1. Издательство Seltmann&Sohne, Германия

Работы автора находятся в музеях и частных коллекциях в России, Германии, Франции, Бразилии, Мексики, Германии и Латвии.

Чернобыль… Имя этого города давно стало нарицательным — символом огромной человеческой трагедии. Но наша память устроена так, что со временем детали стираются, острота ощущений притупляется, и все произошедшее становится размытым и нечетким, словно кто-то невидимый уменьшает в объективе истории глубину резкости. Так стало и с Чернобылем, получившим печальную известность во всем мире. За четверть века, прошедшую с момента аварии на Чернобыльской АЭС в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года, нам стало казаться, что это было какое-то исключительное стечение обстоятельств, да, ужасное, но которое никогда больше не повторится. Все изменилось 11 марта 2011 года, когда огромная десятиметровая волна, вызванная сильнейшим землетрясением рядом с берегами Японии, нанесла повреждения атомной электростанции «Фукусима-1».

Собираясь в октябре прошлого года в 30-километровую зону отчуждения, я и не предполагал, что отснятые там кадры сложатся в отдельную выставку, а тем более в книгу. Съемка должна была стать лишь началом большого фотопроекта-размышления на тему судьбы человечества, который я планирую закончить в 2012 году, и выбор на Припять пал случайно. Все увиденное там потрясло меня до глубины души. Мы (я и мой проводник) вдвоем ходили по совершенно пустынному городу, и мне постоянно казалось, что сейчас раздастся звук проезжающего мимо автомобиля, или вот-вот услышим смех играющих во дворе ребятишек, или пройдет с коляской молодая мама… Но вокруг стояла полная тишина, не нарушаемая даже птицами. По мере наших перемещений по городу с заходами в разные здания все более усиливалось ощущение нереальности происходящего вокруг нас. И главное, что нереальность была не в том, что так не бывает, а в том, что так быть НЕ ДОЛЖНО!

Не должны стоять пустые города и поселки, не должна разрушаться окружающая нас природа, не должны люди заниматься самоуничтожением!

Через месяц я вернулся в Чернобыль и решил остаться там ночевать, чтобы попытаться лучше понять боль людей, живших здесь когда-то и покинувших свой родной дом. Наверное, эти ощущения и придали фотографиям эмоциональную заряженность. А после событий на японской АЭС и последовавших за ними аналогий и сравнений с советским Чернобылем у меня возникло желание все-таки сделать отдельную выставку и издать настоящую книгу, чтобы, пока весь мир прикован к трагедии Страны восходящего солнца, все задумались о том, куда мы движемся.

Идея названия родилась, когда в одном из детских садов Припяти я увидел на полке полуистлевшую книжку Зои Воскресенской «Поездка в будущее». Я только добавил подзаголовок «Остановка № 1», потому что Чернобыль — это не конечная станция. Выйдя уже сегодня на остановке № 2, люди должны решить, в каком направлении, по какой ветке «жизненного метрополитена» им ехать дальше.

Всё в наших руках…

Большинство проектов, с которыми работает куратор и директор музея — результат долгой и сложной рефлексии. Однако так или иначе в основе любого проекта лежит переживание. С фотографиями Сергея Шестакова о Чернобыле я встретилась совсем недавно и почти случайно. Состояние эмоционального и экзистенсиального шока и странной безмолвной завороженности, которые я в этот момент испытала я помню до сих пор.

Мне казалось, что я о Чернобыле знаю все или по крайней мере очень много. Чернобыль стал трагедией для многих моих друзей и мог стать трагедией для членов моей семьи. За несколько дней до аварии группа российских и украинских поэтов готовила поэтический вечер на Чернобыльской АЭС. Из Киева в Москву в шутку писали: «все случится, если ничего не взорвется». Радиоактивная волна таки захватила часть поэтического десанта. У кого-то позже появились больные дети, а у кого-то пропала возможность их иметь.

Четверть века я читала о Чернобыле все, что можно было прочесть, смотрела фильмы, фото- и видеорепортажи. Это были свидетельства, не дававшие возможности забыть, напоминавшие о случившейся трагедии. Работы Сергея Шестакова не столько отсылают к прошлому, сколько заставляют чувствовать и думать о будущем.

Каждый кадр Сергея Шестакова — пронзительная метафора, созданная из деталей и деталек. Весь проект оказывается глубоким художественным обобщением, которое особенно «звенит» сегодня, после трагедии в Японии. В этой новой ситуации по другому звучит и само название серии «Путешествие в будущее», взятое из названия одной из детских книг, «замороженных» в зоне отчуждения.

Проект Сергея Шестакова не столько о том, как трудно людям просчитать вероятность опасности существующих и строящихся атомных электро-станций, сколько вообще о мере ответственности людей за любые достижения цивилизации. Так или иначе все технологии имеют свойство выходить из под нашего контроля.

К теме Апокалипсиса так или иначе во все времена обращались художники. «Путешествие в будущее» Сергея Шестакова — еще один опыт, который в начале 21 века, экстремально ориентированного на модернизацию, инновации, новые технологии, может быть воспринят как предупреждение.

В своем проекте о Чернобыле Сергею Шестакову удалось достичь предельной артикуляции художественного меседжа.

Ольга Свиблова

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.