Аркадий Шайхет
Продолжение. 1928—1931

Аркадий Шайхет.
Нефтяные вышки в воде. Баку, 1929.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Новые дома на Усачевке. Лестница снизу. Москва, 1928.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Автомобильный пробег. Автомобиль и ишак. 1929.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Волейбол во дворе мечети. Узбекистан, 1930.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Ручное ковроткачество в колхозе «Большевик». Туркмения, 1930.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Турксиб. Поезд пересекает первый стык. Рабочие поют «Интернационал». 28 апреля 1930.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Демонстрация в Тифлисе. 1 мая 1928.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Все в прошлом. Узбечка в парандже с детьми. 1928.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Завод «Красный пролетарий». Рабочие со знаменем в обеденный перерыв обходят территорию завода, агитируя за первую пятилетку. Москва, 1930.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии» Аркадий Шайхет.
Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. 1929.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Нефтяные вышки в воде. Баку, 1929. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Новые дома на Усачевке. Лестница снизу. Москва, 1928. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Автомобильный пробег. Автомобиль и ишак. 1929. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Волейбол во дворе мечети. Узбекистан, 1930. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Ручное ковроткачество в колхозе «Большевик». Туркмения, 1930. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Турксиб. Поезд пересекает первый стык. Рабочие поют «Интернационал». 28 апреля 1930. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Демонстрация в Тифлисе. 1 мая 1928. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Все в прошлом. Узбечка в парандже с детьми. 1928. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Завод «Красный пролетарий». Рабочие со знаменем в обеденный перерыв обходят территорию завода, агитируя за первую пятилетку. Москва, 1930. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Аркадий Шайхет. Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. 1929. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Музея «Московский Дом фотографии»

Москва, 18.IV.2012—23.V.2012

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Проект предоставлен музеем «Московский Дом фотографии»

Куратор:Мария Жотикова-Шайхет

Проект предоставлен музеем «Московский Дом фотографии»

Куратор:Мария Жотикова-Шайхет

Свернуть

Фото с вернисажа

© Антон Галецкий © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Виктор Бойко © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий © Антон Галецкий

Каталог выставки

Девятый Международный месяц фотографии в Москве: Каталог.
М., 2012. – 296 с., 23х30 см
ISBN 978-5-93977-064-4
RUR 1500

Публикации о выставке

О выставке

1928–1931 годы — насыщенный и драматичный период в биографии советского фотографа Аркадия Шайхета (1998–1959). Это годы «Великого перелома»: форсированной индустриализации и коллективизации, свертывания НЭПа, централизации экономики и осуществления первого пятилетнего плана развития хозяйства, время сталинских репрессий и сфабрикованных процессов.

Шайхет, арестованный по ложному доносу, вышел из Бутырской тюрьмы в декабре 1927 года. И уже в январе 1928-го он снова публикуется в «Огоньке» Михаила Кольцова и готовит полсотни разножанровых снимков для юбилейной московской выставки «Советская фотография за 10 лет», организованной Государственной Академией художественных наук и Российским фотографическим обществом. Жюри выставки из 6 000 работ 107 фотографов-участников отметило работы Шайхета дипломом 1 степени.

На рубеже 1920–1930-х годов Шайхет снимает «Фининспектора у нэпманши» и «Нэпмана у фининспектора», «Раскулаченных у своего дома» на Украине. Снимает Сталинградский тракторный завод, ленинградский завод «Красный путиловец», Московский автомобильный завод (АМО), Балахнинский бумажный комбинат («Комсомолец за штурвалом»), Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова... Снимает смычку Турксиба в Казахстане, строительство Каракумского канала в Туркмении, прокладку нефтепровода Грозный—Туапсе, закладку Магнитогорского металлургического комбината, открытие ЦПКиО им. Горького и маршрута «Красной стрелы» на Ленинградском вокзале. Снимает Максима Горького, Вячеслава Молотова, Ивана Лихачева, Сергея Кирова... Снимок-коллаж Шайхета «Горький выступает перед рабселькорами», снятый на выступлении писателя в Московском клубе им. Кухмистерова с докладом «Как я стал писателем», настолько понравился редакции «Огонька», что она заказала художнику Исааку Бродскому картину на этот сюжет, репродукция которой и была опубликована в № 15 журнала за 1929 год.

Во время многочисленных командировок в Среднюю Азию Шайхет документирует как традиционный восточный уклад («Все в прошлом», «Узбечка в парандже с детьми», «Мулла и аксакал», «Узбек на арбе», «Курение кальяна».), так и советские нововведения «Волейбол во дворе мечети», «Памирская трасса. Катки», «Узбек под новым солнцем. Амбулатория», «Автомобиль и ишак»).

Редакция «Огонька» посылает Шайхета освещать многочисленные политические процессы — («Шахтинское дело», 1928, «Процесс Промпартии», 1929 и «Процесс меньшевиков-интернационалистов», 1931) — суды шли в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

Летом 1931 года Общество друзей СССР в Австрии выступило с инициативой организовать выставку фотографий и диаграмм, показывающих строительство социализма в СССР. Выставка открывалась в Вене, а ее фотографическую часть готовило «Союзфото». Отдельный раздел составляла серия фотографий «День московской рабочей семьи», ставшая образцовым примером советского фоторепортажа. Работой над серией руководил редактор журнала «Советское фото» Леонид Межеричер, который пригласил Аркадия Шайхета снять «как живет, работает, учится и отдыхает семья Филиппова, рабочего завода «Красный пролетарий»... В связи с большим объемом работы и сжатыми сроками было решено привлечь к работе Макса Альперта и Соломона Тулеса, — так, «бригадным методом» фотографы задокументировали события в разных местах и в разное время с последующим совместным формированием связного и последовательного рассказа (ясли-сад, клуб, фабрика-кухня, парк культуры, газета в перерыве, курсы, кружок, новый дом, магазин-распределитель, покупка нового костюма, семейное чаепитие у самовара, поездка на работу в трамвае...).

В том же 1931 году фотожурналисты (С. Фридлянд, М. Альперт и др.) организуют Российское Объединение Пролетарских Фотографов — РОПФ, в работе которого активно участвует и Аркадий Шайхет. На страницах журнала «Пролетарское фото» РОПФ вело ожесточенную дискуссию с группой «Октябрь» (А. Родченко, Б. Игнатович, Е. Лангман, Б. Кудояров...), представляющую левое течение в фотографии. Постановление ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» прекратило дискуссии, а вместе с этим привело к роспуску самих групп. Сам А. Шайхет впоследствии вспоминал: «Борясь против методов „октябревцев“, отдавших щедрую дань модному тогда формализму, я тем не менее нашел в их работах немало для себя интересного и полезного».

Вторая часть ретроспективы Аркадия Шайхета, подготовленная Музеем «Московский Дом фотографии», — это условно «довзлетный» момент в работе и творчестве фотографа и художника, сумевшего пережить, отразить и пластически осмыслить события, споры и достижения своей эпохи.

Мария Жотикова-Шайхет

При поддержке

РОСБАНК 15.03

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut от 11.03

Информационные партнеры

Первый канал 13.03.12 Эхо Москвы Коммерсант FM The Village 13.03.12 Look at me 11.03 Digital Photo 13.03.12 ФотоМастерская 13.03.12 Foto-Video 13.03.12 Winzavod art review 13.03.12 Menu magazine 13.03.12 Искусство the art magazine 13.03.12 ДИ 13.03.12 Foto.ru 13.03.12

Официальный путеводитель "Фотобиеннале 2012"

Арт-Гид 13.03.12

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.