RussianEnglish

Карл Блосфельдт и Эккехард Велькенс: диалоги о природе

Карл Блосфельдт.
Американский папоротник адиантум. Свёрнутые молодые ветви, увеличенные в 8 раз.
Из портфолио «Прототипы искусства».
1928.
Фотогравюра.
Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка Карл Блосфельдт.
Зимний хвощ: сечение стебля, увеличенное в 30 раз. 
Из портфолио «Прототипы искусства».
1928.
Фотогравюра.
Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка Карл Блосфельдт.
Восточный мак. Бутон, увеличенный в 5 раз.
Из   портфолио «Прототипы искусства».
1928.
Фотогравюра.
Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка Карл Блосфельдт.
Зимний анемон. Цветок, увеличенный в 8 раз.
Из портфолио «Прототипы искусства».
1928.
Фотогравюра.
Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка Эккехард Велькенс.
Виноградная лоза. 2000.
Бумага, карандаш.
Коллекция художника Эккехард Велькенс.
Плод магнолии. 2004.
Бумага, карандаш.
Частная коллекция Эккехард Велькенс.
Лава. 2007.
Бумага, карандаш.
Коллекция художника Эккехард Велькенс.
Волнистая улитка. 1996.
Бумага, тушь и карандаш.
Частная коллекция

Карл Блосфельдт. Американский папоротник адиантум. Свёрнутые молодые ветви, увеличенные в 8 раз. Из портфолио «Прототипы искусства». 1928. Фотогравюра. Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка

Карл Блосфельдт. Зимний хвощ: сечение стебля, увеличенное в 30 раз. Из портфолио «Прототипы искусства». 1928. Фотогравюра. Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка

Карл Блосфельдт. Восточный мак. Бутон, увеличенный в 5 раз. Из портфолио «Прототипы искусства». 1928. Фотогравюра. Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка

Карл Блосфельдт. Зимний анемон. Цветок, увеличенный в 8 раз. Из портфолио «Прототипы искусства». 1928. Фотогравюра. Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка

Эккехард Велькенс. Виноградная лоза. 2000. Бумага, карандаш. Коллекция художника

Эккехард Велькенс. Плод магнолии. 2004. Бумага, карандаш. Частная коллекция

Эккехард Велькенс. Лава. 2007. Бумага, карандаш. Коллекция художника

Эккехард Велькенс. Волнистая улитка. 1996. Бумага, тушь и карандаш. Частная коллекция

Москва, 14.II.2013—17.III.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

В рамках года Германии в России

В рамках года Германии в России

Свернуть

Видео

Фото с вернисажа

Эккехард Велькенс Эккехард Велькенс, Анна Зайцева и Ольга Свиблова Эккехард Велькенс и Анна Зайцева Ольга Свиблова и Пьер Хельг (посол Швейцарии в Росси) Василий Церетели и Кира Сакарелло Кристина Краснянская

Каталог выставки

Восьмой Московский Международный фестиваль: Каталог.
М., 2013. – 256 с., 23,5х31 см.
ISBN 978-5-93977-069-9
RUR 750

О выставке

Выставка «Диалоги о природе» представляет работы двух немецких мастеров — фотографа Карла Блосфельдта, автора международного бестселлера «Виды искусства в природе» (1928), сделавшего общепризнанный вклад в историю фотографии, и художника-графика Эккерхарда Велькенса, которые, живя в разное время, вдохновлялись в своем творчестве совершенством природы. В экспозицию включено 70 фотографий Блосфельда и более 20 рисунков Велькенса, которые в едином выставочном пространстве вступают в диалог.

Карл Блосфельдт (1865-1932) делал снимки самодельной деревянной камерой, а получившиеся фотографии использовал на занятиях по рисованию, которые он вел как профессор Берлинского Колледжа Искусств. Сам он видел себя не фотографом, а скорее исследователем, тщательно изучая растения и находя в них ранее не замеченные детали, симметрии которых он открывал с помощью камеры. В архиве Блосфельдта сегодня можно увидеть несколько сотен изображений, хотя предполагается, что он за свою жизнь сделал около 6000 фотографий растений.

После окончания гимназии Блосфельдт получил стипендию на обучение в педагогическом институте при Берлинском Музее искусств и ремесел. Там он познакомился с преподавателем Морицем Мойререм (1839-1916), который разработал новую методику обучения рисованию, способную сделать дизайн технических и промышленных продуктов Германии конкурентоспособным на мировом рынке. В частности, Мойрер предложил составлять папки с коллекциями изображений растений, чтобы потом представить их в виде украшений в помощь мастерам и производителям. Естественные формы являлись замечательными моделями для художественного творчества и архитектуры. В 1890 году Мойрер поселился в Риме, и шесть ассистентов делали для него рисунки и скульптурные модели. Одним из помощников, ставшим впоследствии лучшим сотрудником Мойрера, и был Блосфельдт.

С помощью своих фотографий Блосфельдт проводит связь с искусством гербария, в котором высушенные растения тщательно каталогизируются по названию, дате и месту, где их обнаружили, и располагаются по альбомам и ящикам в соответствии с ботанической системой классификации. Одно время ни одна уважающая себя коллекция естественной истории не обходилась без гербариев, но в наши дни биология смотрит на такой способ классификации растений как на реликвии прошлых веков.

Рисунки Эккехарда Велькенса, художника, работающего в наши дни в городе Айфеле, выглядят именно как старинные иллюстрации к естественнонаучным трактатам. Дырчатая лёгкость базальта, шершавая корка рога, хрупкость сухого листка, оперение мёртвого канюка — всё это с чрезвычайной отчётливостью изображено на его рисунках. Любая форма материальности, любое пространственное различие, любая точка перелома, любой признак начинающегося разложения — всё превращается у Велькенса в рисунок. Художник с невероятным упорством миллиметр за миллиметром прорабатывает тончайшие нюансы тона, и в то время как с помощью фотоаппарата тот же объект можно скопировать за считанные секунды, это представляется почти анахронизмом. В современном мире время стало редким и особенно драгоценным богатством, однако у Велькенса работа над одним рисунком может занимать от нескольких дней до месяцев.

1865 — Карл Блосфельдт родился 13 июня в Шило (Гарц).
1881/1884 — Ученик по специальности «художественное литье» на чугунолитейном предприятии в Мегдешпрунге; ранние произведения — подражание природе.
1884-1888 — Обучение в Учебном институте при Королевском музее прикладного искусства в Берлине; в дипломах профессия Блосфельдта указывается как «лепщик моделей» или «скульптор».
1892-1895 — Получив стипендию, Блосфельдт помогает профессору Морицу Мойреру в его проекте параллельно пытаясь основать класс этюдов с натуры в Риме. В качестве лепщика моделей Блосфельдт изготавливает учебные пособия на основе ботанических образцов. Принимает участие в исследовательских экспедициях по странам Южной Европы. Делает первые фотографии.
1896-1898 — Блосфельдт работает лепщиком моделей и скульптором в Италии.
1898 — Блосфельдт назначен преподавателем «ботанического рисунка в декоративных искусствах» в Учебном институте при Королевском музее прикладного искусства.
1920/1921 — В штатном расписании Блосфельдт упомянут как профессор. В 1922 г. ему вручен диплом, подтверждающий это звание.
1926 — Художественная галерея Нирендорфа в Берлине представляет подборку фотографий растений Карла Блосфельдта, а также скульптуры и маски из Африки и Новой Гвинеи и произведения живописца и графика Ричарда Янтура.
1928 — «Urformen der Kunst» («Прототипы искусства») выходит в издательстве Ernst Wasmuth при содействии галериста Карла Нирендорфа. Под таким же названием организована выставка в институте.
1929/1930 — Вслед за чрезвычайным успехом «Прототипов искусства» книга выходит на английском [Art Forms in Nature] и французском языках [La plante] в Америке и Швеции [Konstformer i naturen]. Выставки проходят в Баухаузе в Дессау и галерее Цвеммера в Лондоне.
1930 — Блосфельдту присваивается статус почетного профессора. Его выставки проходят в Городском музее Морицбурга, Халле и галерее Уоррена в Лондоне.
1932 — «Wundergarten der Natur» («Волшебный сад природы»), вторая книга Блосфельдта, выходит в свет с пояснительным текстом автора в берлинском искусствоведческом издательстве. Публикуется издание второй книги в Англии и в Америке («Art forms in nature: second series»).
Карл Блосфельдт умирает 3 декабря 1932 г.

Родился в 1963 году в Кельне, Германия, в семье художника и камерной певицы.
Учился на каменотеса и скульптора в Кельне. После окончания школы интенсивно занимался рисованием.
Изучал историю искусств и графический дизайн в Кельне. В это же время выполнял многочисленные графические работы и заказы.
С 1993 работал в качестве свободного графика и иллюстратора для издательств, рекламных агенств, архитектурных организаций, промышленных учреждений.
В 1996 переезд в город Аремберг (Аremberg) в области Айфель (Eifel) на границе Германии с Бельгией.
C 1998 занимается исключительно рисованием и творческой деятельностью.

Персональные выставки:
2000 монастырь Штайнфельд (Steinfeld) в г. Калль
2003 Собор г. Регенсбурга (Regensburger Dom)
При поддержке Государственного министерства строительства, Художественного собрания епископата Регенсбурга, Музея сакрального искусства в г. Кельне и Сокровищницы Кельнского собора 2004 Бывший монастырь Цеденик (Zehdenick) в окрестностях Берлина
При поддержке Государственных музеев и художественных собраний Пруссии и проф. Хельмута Берщ-Зупана
2005 монастырь Штайнфельд (Steinfeld) в г. Калль
При поддержке Общества Николая Кузанского (г. Трир) и Рейнского общества защиты и охраны памятников
С 2005 в сотрудничестве с Обществом Николая Кузанского (Трир) разрабатывает концепцию серии персональных выставок " De Visione Dei — vom Sehen zum Betrachten" (Взгляд Божий — От взгляда к созерцанию)
2007 Дом-музей Николая Кузанского (г. Бернкастель-Куз на Мозеле)
При поддержке Общества по изучению наследия Николая Кузанского, Института Николая Кузанского при Трирском университете, Городского управления родного города Николая Кузанского Бернкастель-Куз, Министерства образования Германии (в контексте исследовательских работ, осуществляемых в рамках проводимого министерством «Года гуманитарных наук»)
2009 Церковь Св. Флорина (Florinskirche) в г. Кобленц
При поддержке Евангелического церковного объединения города Кобленца, Городского управления Кобленца, Фонда культуры города Кобленца
2010 Базилика Св. Гереона (St. Gereon) в г. Кельне
При поддержке «Общества содействия образованию взрослых» епископата города Кельна, AЛАНУС-института в Бонне, Центра европейской истории философии города Бернкастель-Куз, Общества поддержки романских церквей города Кельна

14 февраля в 19:00 состоится встреча с художником Эккехардом Велькенсом.
Вход свободный. Регистрация на mk@mdf.ru.

В рамках

Год Россия-Германия 2012/13

В сотрудничестве с

Die Photographische Sammlung / SK Stiftung Kultur
 

При поддержке

Ahmad Tea

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Buro 24/7 Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Courrier de Russie Фото.сайт be in Foto-Video Диалог Искусств

Официальный путеводитель биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2013»

Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016. О проекте