RussianEnglish

Grand Tour: Русская версия. Рим
Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

Альтобелли и Молинс. 
Ватикан. Фонтан на Пьяцца ди Сан Пьетро.
1860-1865.
Альбуминовый отпечаток Томмазо Куччони.
Колизей.
1858.
Альбуминовый отпечаток Томмазо Куччони.
Понте Сант Анжело и Замок Святого Ангела.
1860-е.
Альбуминовый отпечаток Томмазо Куччони.
Арка Константина.
1860-е.
Альбуминовый отпечаток Джакомо Канева.
Портрет девушки в традиционном итальянском костюме.
1850-е.
Альбуминовый отпечаток Альтобелли и Молинс.
Ватикан. Интерьер Апостольская библиотека.
1860-e.
Альбуминовый отпечаток Томмазо Куччони.
Вид на Форо Романо и Храм Сатурна.
1855.
Альбуминовый отпечаток Джакомо Канева.
Портрет молодой пары в традиционных костюмах.
1850-е.
Альбуминовый отпечаток Ноэль-Мари-Пеймаль Леребур.
Гравюра Martens sculps с дагерротипа (1839).
Пьяцца дель Пополо.
1840-1842 Ноэль-Мари-Пеймаль Леребур.
Гравюра A.Appert sculps с дагерротипа (1839).
Вид на Кампо Ваччино.
1840-1842 Томмазо Куччони.
Ватикан. Пьяцца ди Сан Пьетро.
1858.
Альбуминовый отпечаток Фредерик Флашерон.
Форо Романо.
1849.
Соленая бумага

Альтобелли и Молинс. Ватикан. Фонтан на Пьяцца ди Сан Пьетро. 1860-1865. Альбуминовый отпечаток

Томмазо Куччони. Колизей. 1858. Альбуминовый отпечаток

Томмазо Куччони. Понте Сант Анжело и Замок Святого Ангела. 1860-е. Альбуминовый отпечаток

Томмазо Куччони. Арка Константина. 1860-е. Альбуминовый отпечаток

Джакомо Канева. Портрет девушки в традиционном итальянском костюме. 1850-е. Альбуминовый отпечаток

Альтобелли и Молинс. Ватикан. Интерьер Апостольская библиотека. 1860-e. Альбуминовый отпечаток

Томмазо Куччони. Вид на Форо Романо и Храм Сатурна. 1855. Альбуминовый отпечаток

Джакомо Канева. Портрет молодой пары в традиционных костюмах. 1850-е. Альбуминовый отпечаток

Ноэль-Мари-Пеймаль Леребур. Гравюра Martens sculps с дагерротипа (1839). Пьяцца дель Пополо. 1840-1842

Ноэль-Мари-Пеймаль Леребур. Гравюра A.Appert sculps с дагерротипа (1839). Вид на Кампо Ваччино. 1840-1842

Томмазо Куччони. Ватикан. Пьяцца ди Сан Пьетро. 1858. Альбуминовый отпечаток

Фредерик Флашерон. Форо Романо. 1849. Соленая бумага

Москва, 9.XII.2015—3.II.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

МАММ представляет выставку «Grand Tour: Русская версия. Рим» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых

МАММ представляет выставку «Grand Tour: Русская версия. Рим» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых

Свернуть

О выставке

В середине ХIХ века серии видовых фотографий играли почти ту же роль, что сегодня играют почтовые открытки. Любой путешественник мог приобрести изображение «на память», после чего снимки попадали в домашние альбомы или украшали стены гостиных, напоминая хозяевам о путешествиях.

Выставка, открывающаяся в МАММ, посвящена именно такому типу фотографий, она включает в себя серии видовых и архитектурных фотографий Рима и фотографии национальных типов, привезенных русскими путешественниками после «Гран тура» в Италию в середине ХIХ века. Grand Tour — обозначение для обязательных образовательных поездок в европейские столицы, принятое со времен эпохи Возрождения.

Притяжение Рима испытали на себе многие русские писатели, поэты, художники, историки и политические деятели, считавшие «Вечный город» своей второй родиной. Сохранилось большое число путевых дневников, писем и воспоминаний о посещении Рима. «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу, но зато уж на всю жизнь», — писал Николай Гоголь (1838).

В первой половине XIХ века Рим становится культурной и художественной столицей Европы, и совсем не удивительно, что в конце 1840-х годов он стал и главным фотографическим центром. В поле зрения фотографов в первую очередь попадают пейзажи и памятники архитектуры. Не случайно, первая дагерротипная серия Ноэль-Мари-Пеймаль Леребура, снятая в 1839 и изданная 1841-1842 годах, посвящена, в том числе, и архитектуре Рима.

Интерес к открытиям, истории и древностям, стремление узнать другие народы и страны были характерны для середины XIХ века. Общая мода на все необычное, увлечение туризмом привело к появлению журналов, так или иначе использующих фотографию.

В Италии с 1850-х годов возникло огромное количество местных фотомастерских, хозяева которых рассчитывали заработать, прежде всего, на туризме. К шестидесятым годам каждый итальянский регион обзавелся своими «постоянными» фотографами. В Риме работали Альтобелли и Молинс, Томмазо Куччони и Джузеппе Нинчи, прославившиеся благодаря съемкам руин и архитектурных памятников. Местным мастерам составляли конкуренцию приезжие и иностранные фотографы: британцы Джеймс Андерсон и Роберто Риве, шотландец Роберт Макферсон и француз Фредерик Флашерон, которые стали известны своими снимками главных достопримечательностей и окрестностей города.

Кроме архитектурных видов, популярным сюжетом второй половины ХIХ века были также народные типажи, на которых специализировались итальянцы Джакомо Канева, Филиппо Белли и Иньяцио Куньони.

Серии фотографий, представленные на выставке, подобны подробному путеводителю, в число составителей которого вошли знаменитые фотографы. Благодаря их работам, мы можем прогуляться по местам русского Рима, увидеть город ХIХ века таким, каким он покорил наших знаменитых соотечественников.

При поддержке

ЮниКредит Банк


Официальный медиапартнер

Афиша

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia Искусство. Издается с 1933 года Русский пионер Foto-Video Диалог Искусств be in

RosPhoto Сlub.foto.ru Артгид My Destination Moscow

The Vanderlust Photographer.ru Сult.mos.ru

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016. О проекте