Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | I am who I am

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

I am who I am

Игорь Мухин.
Москва (Выпускники), 1999.
Цифровая печать.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Александр Бродский.
Шарманка, 2006.
Смешанная техника.
Собрание музея ART4.Ru Иван Михайлов.
Из серии «Детская площадка», 2010.
Цифровая печать.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Аслан Гайсумов.
Без названия.
Из серии «Без названия (Война)», 2011. 
Собрание автора Илья Батраков.
Из серии «Без лица». 2012.
Цифровая печать.
Собрание автора Анна Складманн.
Лиза, сидящая на своем обеденном столе.
Москва, 2010
Из серии «Маленькие взрослые».
Цифровая печать.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Михаил Максимов.
Ограждения. Часть 1, 2011.
Видео, дерево, металл.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Группа АВС (Art Business Consulting).
Спутник. 2009.
Смешанная техника.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Таус Махачева.
Без названия 2. Дагестан, 2011.
Из серии «Быстрые и неистовые».
Цифровая печать.
Собрание художника, галереи Paperworks, Москва и галереи Лауры Булиан, Милан Саяна Монгуш.
Орлан Баян (32), инвалид, слепой от рождения, шаман с 1995 г. 
Из серии «Шаман-офис». Тува, 2010–2011.
Цифровая печать.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Сергей Шестаков.
Из серии «Путешествие в будущее. Остановка №1». 2010.
Цифровая печать.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Наташа Павловская.
Донбасс, 2009.
Цифровая печать.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Юлия Лебедева.
Из серии «Драйв». 2009–2011.
Цифровая печать.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Ольга Матвеева.
Национальные лидеры Косово. 2011.
Цифровая печать.
Собрание автора Марго Овчаренко.
Из серии «Hermitage». 2010–2011.
Цифровая печать.
Предоставлено Марго Овчаренко / Группа Electroboutique.
3G International, 2010.
Смешанная техника.
Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Игорь Мухин. Москва (Выпускники), 1999. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Александр Бродский. Шарманка, 2006. Смешанная техника. Собрание музея ART4.Ru

Иван Михайлов. Из серии «Детская площадка», 2010. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Аслан Гайсумов. Без названия. Из серии «Без названия (Война)», 2011. Собрание автора

Илья Батраков. Из серии «Без лица». 2012. Цифровая печать. Собрание автора

Анна Складманн. Лиза, сидящая на своем обеденном столе. Москва, 2010 Из серии «Маленькие взрослые». Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Михаил Максимов. Ограждения. Часть 1, 2011. Видео, дерево, металл. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Группа АВС (Art Business Consulting). Спутник. 2009. Смешанная техника. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Таус Махачева. Без названия 2. Дагестан, 2011. Из серии «Быстрые и неистовые». Цифровая печать. Собрание художника, галереи Paperworks, Москва и галереи Лауры Булиан, Милан

Саяна Монгуш. Орлан Баян (32), инвалид, слепой от рождения, шаман с 1995 г. Из серии «Шаман-офис». Тува, 2010–2011. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Сергей Шестаков. Из серии «Путешествие в будущее. Остановка №1». 2010. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Наташа Павловская. Донбасс, 2009. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Юлия Лебедева. Из серии «Драйв». 2009–2011. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Ольга Матвеева. Национальные лидеры Косово. 2011. Цифровая печать. Собрание автора

Марго Овчаренко. Из серии «Hermitage». 2010–2011. Цифровая печать. Предоставлено Марго Овчаренко / "ПRОЕКТ_FАБRИКА"

Группа Electroboutique. 3G International, 2010. Смешанная техника. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Дюссельдорф, 15.09.2012—18.11.2012

выставка завершилась

KIT - Kunst im Tunnel / Kunsthalle Düsseldorf

Mannesmannufer 1b, 40213
http://www.kunst-im-tunnel.de/

Поделиться с друзьями

Куратор: Ольга Свиблова

Ассистент куратора: Екатерина Иноземцева

Куратор: Ольга Свиблова

Ассистент куратора: Екатерина Иноземцева

Свернуть

 

Ivo Faber, VG Bild-Kunst Bonn, Germany, 2012 Ivo Faber, VG Bild-Kunst Bonn, Germany, 2012 Ivo Faber, VG Bild-Kunst Bonn, Germany, 2012

О выставке

В конце 1991 года распался Советский союз, и именно в этом году, в Чечне, родился Аслан Гайсумов — один из участников выставки «I am who I am». Проект «I am who I am», прежде всего, — срез творчества молодых художников (самой юной участнице проекта — Апполинарии Броше — 17 лет) и попытка исследовать, как процессы поиска идентичности социальной, экономической, политической и культурологической, идущие на протяжении последних 20-ти лет в России, влияют на процесс художественного самоопределения поколения «next». Одновременно в выставку включены работы лидеров современного российского искусства, чье вхождение в отечественный и мировой художественный контекст произошло в конце 80-х — начале 90-х годов, на фоне слома эпох, конца горбачёвской перестройки и начала новой российской истории (Александр Бродский, Группа Electroboutique, Игорь Мухин). Работы этих художников последних лет также влияют на становление художественного сознания молодых авторов и точно артикулируют вопросы, которыми задаются и молодые художники.

Несмотря на то, что прошло уже 20 лет с момента, когда Россия вступила в сложный и мучительный переходный период слома экономической и социальной формации, поиска новых путей развития, в стране, по-прежнему, сосуществуют разные экономические уклады, разные социальные ментальности, когда разные категории людей живут, как бы, в разное историческое время, не смотря на один и тот же астрономический календарь. Поэтому рудименты советской действительности и советской утопии являются одним из важнейших факторов, по отношению к которому происходит интеллектуальное и эмоциональное определение художников, как старшего, так и более молодого поколения.

Работа Александра Бродского — одного из лидеров плеяды российских, бумажных архитекторов, лауреата Архитектурной биеннале в Венеции — «Населенный пункт» была создана в 2006 году. Внутри его «шарманки», как в чудесной шкатулке, существует город с типовыми постройками, превращаясь в символ, универсальную метафору. Подобные города, разбросанные по всей необъятной территории СССР, вырастали на пустом месте, вокруг центров советской индустриализации и были частью утопического проекта переустройства общества. Сегодня в постиндустриальную эпоху, подобные моногорода приходят в упадок, и их жители ощущают себя заброшенными и потерянными.

Когда посетители крутят ручку шарманки, вместе со снегопадом и чарующей мелодией «The Beatles», город Бродского заполняется светлой и пронзительной ностальгией. Этой ностальгии уже нет в работах молодых художников, анализирующих осколки советской империи. Так Наталья Павловская в своей серии «Донбасс» снимает в Восточной Украине заброшенные терриконы (горы, образующиеся во время добычи каменного угля) в шахтерском городе, который по замыслу советских проектировщиков должен был стать «пролетарским раем». Сегодня грандиозный утопический эксперимент превратился в заброшенную свалку, ставшую доминантой городского ландшафта.

В серии «Поездка в будущее. Остановка № 1» Сергей Шестаков снимает «мертвую зону» — город Припять, зияющий страшной пустотой после Чернобыльской катастрофы. Такой же мертвой зоной оказываются старые советские кинотеатры 60-х годов- 70-х годов, снятые Леонидом Клениным в Москве. Они потеряли свою функцию, когда с развалом СССР развалилась и эпоха советской киноиндустрии, бывшей важнейшим элементом идеологической машины и фабрикой советских грез. («Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — В. И. Ленин.1922 г.) Эти закрытые кинотеатры — немые свидетельства утраты старой коллективной утопии, и ее отсутствия в современном мультикультурном, мире, захваченным глобализацией. Легко ли новому поколению входить в этот страшный и опасный мир, в котором нет жестких представлений о добре и зле, верхе и низе, мужском и женском? Эти вопросы ставит Апполинария Броше в своей серии «Осторожно» — документации перформанса, который она и ее одноклассницы осуществляет в помещении заброшенной психбольницы, пытаясь разыграть свою версию чеховской «Палаты № 6». Классика русской литературы прочитывается современными подростками как метафора, которая не теряет своей актуальности и сегодня. К русской литературе, а именно творчеству Андрея Платонова — писателя, долгое время запрещённого в СССР, обращается и Хаим Сокол. Герои «Котлована» Платонова мечтали победить «жалость старой жизни», построить дом всему пролетариату. Чем больше они мечтали о прекрасном будущем, тем глубже они зарывались в котлован, который должен был стать фундаментом для этого будущего. Этот котлован настоящего и пытается выразить в своих работах Хаим Сокол.

В конце 90-х годов Игорь Мухин снял культовую серию «Влюбленные», новый взгляд на новых подростков России. 10-15 лет спустя образ молодого поколения оказался таким же диверсифицированным и стратифицированным, как и российская действительность.

Герои Юлии Лебедевой — поколение русских подростков, драйв которых подпитывается открывшимися для них возможностями беззаботного мира потребления.

Илья Батраков в серии «Без лица» показывает жизнь агрессивных маргинальных, потерянных, но нуждающихся в нежности и в друг друге героев.

Анна Складманн, родившаяся в Германии, в русской семье в 1986 году, возвратившись в Россию, представления о которой складывались по рассказам русских родителей и той же русской классической литературе, в своей серии «Маленькие взрослые» снимает детей «новых русских». Ее герои окружены миром чрезмерной роскоши. На них с детства лежит бремя социального положения и амбиций их родителей. Автор предлагает детям самим выбрать образы и обстановку, в которой они хотели бы осуществить съемку. Сделав своих героев соавторами проекта, Складманн тонко и умно анализирует этих «маленьких взрослых», помещенных в золотую клетку и в тоже время имеющих неограниченный выбор. Время покажет, какую жизненную позицию они выберут.

Новейшая российская история последних 20 лет и современные реалии также становятся важным фактором художественной рефлексии молодых российских художников.

Таус Махачева из Дагестана в работе «Быстрые и неистовые» исследует факторы становления субкультуры уличных гонщиков, которые устраивают несанкционированные соревнования на новом скоростном шоссе, соединяющим город Махачкала с аэропортом.

Военные конфликты и в том числе опыт Второй мировой войны до сих пор остается болевой точкой, притягивающей внимание молодых российских художников. Как, например, инсталляция «Доты» Ивана Лунгина, пытающегося осмыслить трагические события, происходившие в пограничном городе Кронштадте во время Великой отечественной войны. Аслан Гайсумов был совсем маленьким ребенком, когда началась война в Чечне. Его инсталляция с книгами, истрепанными и изрезанными, с вырванными страницами и без страниц вообще — попытка осмыслить недавний исторический опыт. Книги как главные хранилища человеческой культуры, истории и опыта, больше не нужны современной цивилизации, которую история ничему не учит.

Советские художники создавали и утверждали социалистические мифы, русское «неофициальное» искусство осуществляло их деструкцию. Искусство ХХI века иронизирует над самим процессом мифотворчества и одновременно анализирует заново появляющуюся потребность обретения коллективной утопии.

Мечта об освоении космических пространств еще в 19 веке появляется в трудах русского философа Н. Ф. Федорова. Запуск первого космического спутника и полет первого человека в космос превратили эту мечту в реальность, а космос в одну из важнейших составляющих советской мифологии. В СССР почти каждая детская площадка обустраивалась в виде космодромов. Играя на ней, ребенок, воображал себя космонавтом и готовился к героическому будущему. Иван Михайлов находит еще уцелевшие подобные площадки в провинциальном городе. Сегодня они приходят в упадок и прекрасны только при таинственном ночном освещении.

Группа АBС (Art Business Consulting) так же обращается к мифу о космосе, анализируя офисную культуру, появившуюся в последние десятилетия в России. Их спутник из старых компьютерных клавиатур — метафора стремительно меняющихся представлений о прошлом и настоящем и ностальгии по будущему.

Если в 80-е — 90-е годы предметом анализа русского искусства становилась, прежде всего, российская действительность, более 70-ти лет, отгороженная от мира железным занавесом, то сегодня процесс глобализации оказывается реальностью и предметом рефлексии для молодых художников.

Белая стена МишМаш — интерактивная инсталляция, когда лист белой бумаги, висящий на белой стене, скрывает рельеф, изображающий восточный фасад Бранденбургских ворот — самого знаменитого германского символа и символа мира, разделенного Берлинской стеной. После 1989 г. эти ворота стали символом воссоединения расколотой страны и расколотого мира. «Надо иметь смелость, чтобы начать с чистого листа... Мы предлагаем зрителям самим совершить прорыв сквозь белый лист стены в технике фроттажа — с помощью грифеля проявить изображение... Изображение будет видно настолько хорошо, насколько тщательно его проработает зритель — все в его руках...» — пишут художники.

Саяна Монгуш (республика Тыва) в своей серии «Шаман-офис» исследует процесс визуализации сакрального в современном мире, его профанную, масс-культурную составляющую и одновременно трансляцию древних традиций, востребованных современной цивилизацией.

Работа Ольги Матвеевой «Национальные лидеры. Косово» на примере политической рекламы, которой пестрят улицы косовских городов, ставит вопросы о медийном пространстве, наполненном как рекламой, так и политикой.

Мир, в котором книги и живое общение вытесняются виртуальной реальностью, обретает свое пластическое выражение в работе группы Electroboutique (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин) «3G International». Световая скульптура из мобильных телефонов, повторяющая форму знаменитой татлинской башни — символа мировой социалистической утопии, ставит вопрос о начавшемся процессе сакрализации виртуальной реальности, меняющим нашу коммуникацию и способ обращения с информацией.

Серия «Эрмитаж» Марго Овчаренко и серия Олега Доу «Чужое лицо» показывают как на наших глазах виртуальная реальность меняет представления о самом себе и других.

Отсылка к эстетике В. Татлина у группы Electroboutique неслучайна. Русский авангард, его пластический язык и связанная с ним большая утопия только в конце 80-х годов после долгого запрета возвращенный в национальный художественный контекст, по-прежнему, является важным фактором самоидентификации российских художников (работы Алексея Булдакова, «Sex Lissitskiy» и «XX Malevich»; Дмитрия Калашникова и Марии Захватовой «Малевич в квадрате»).

Русский авангард задавал вектор движения в будущее, декларировал смену эпох и перемены. Последние 20 лет Россия находилась в поисках стабильности, в определенной степени эта цель была достигнута (видео Германа Титова «Незначительные изменения»). О чем мечтает современная молодежь и в том числе молодые российские художники? На пути изменений цивилизации, на пути личностных изменений всегда стоят внутренние и внешние барьеры. Работа Михаила Максимова — интерактивная видео-инсталляция «Ограждение» дает возможность каждому почувствовать как личное усилие, которое нужно приложить, чтобы крутить штурвал колеса, может заставить железные барьеры дрожать и падать. Преодоление барьеров зависит от усилий каждого из нас.


Выставка организована в рамках культурного обмена между городами Дюссельдорфом и Москвой и Года России-Германии 2012-2013.
При поддержке:
Департамента культуры города Москвы
Департамента культуры города Дюссельдорфа

В рамках

Год Россия-Германия 2012/13