RussianEnglish

Сергей Братков
«Империя снов»

Берлин. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором Оранжевое небо. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором Летать. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором Метросити. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором Сто. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором

Берлин. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором

Оранжевое небо. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором

Летать. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором

Метросити. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором

Сто. Из проекта «Империя снов». 2016-2017. Печать на ткани, смешанная техника. Предоставлено автором

Москва, 4.III—9.IV.2017

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Анна Зайцева

Куратор: Анна Зайцева

Свернуть

Видео

О выставке

В рамках X юбилейной московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» МАММ представляет новый проект российского художника Сергея Браткова — «Империя снов». «Империя снов» — новый проект Сергея Браткова, работа над которым была начата в 2016 году.

Сергей Братков — один из самых востребованных художников, представляющих Россию и Украину на международной художественной сцене; участник Венецианской биеннале (2003, 2007), биеннале в Сан-Паулу (2002), Московской (2007) биеннале, Манифесты (2004) и важнейшей выставки «Москва — Берлин. 1950–2000 (2003–2004; Martin Gropius Bau, Берлин; Государственный Исторический музей, Москва). Его персональные выставки проходили в Музее фотографии города Винтертур (Швейцария), PinchukArtCentre (Украина), Deichtorhallen (Гамбург), Государственном музее актуального искусства (Гент). В 2009 году Сергей Братков стал лауреатом премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства».

Его формирование как художника пришлось на 1980-е —1990-е годы — период, когда определяющим стал центробежный вектор, а на смену неподвижным социальным устоям и эстетическим нормам пришли изменчивость, амбивалентность и пластичность. Искусство Браткова всегда существовало в зазоре между разными идентичностями и разными медиа, между документальностью и постановочностью.

Работая с фотографией, Братков изначально подходил к ней инсталляционно — помещая в бетонные кубы, печатая на тканях, закупоривая в банки и пр., продолжая концептуальные поиски художников 1960-х, которые экспериментировали с коллажем и орнаментом.
Подобные поиски были связаны с тем, что в ранние постсоветские годы переживалось художником как кризис прямой, документальной фотографии: «Казалось, что объективный взгляд был тематически выработан. За два-три года новой свободы фотографами было предъявлено практически все, что в советское время было запрещенным, неофициальным. Наступил период субъективизации, вылившейся в работу с формой: фотографию красили, резали, царапали, коллажировали, соединяли, из нее делали скульптуру». Использование фотографии именно как средства для создания произведения по-прежнему сохраняет для Браткова ключевое значение.

Истоки проекта «Империя снов» восходят к 1988 году, когда Сергей Братков впервые сшил два пододеяльника из листов фототкани, промышленно выпускавшихся в то время. Они представляли собой коллаж из повторяющихся сцен его снов. И тогда, и сейчас Братков превращает пододеяльник в подобие экрана, на который проецируются фрагменты снов и воспоминаний. Но новый проект менее субъективен: в нем почти не видны следы ручного труда, а личные сны сменяются коллективными воспоминаниями, сюжетом которых становятся разрозненные, но узнаваемые события поздне- и послесоветских лет.

Массовое производство пододеяльников начинается только после Второй мировой войны. «Мне кажется, это не только вопрос дизайна, но и необходимости быстрого стирания ужасов сновидений, связанных с пережитой травмой», — говорит сам художник. «Фабричный» облик его объектов с зияющими геометрическими прорезями в виде прямоугольников, ромбов, квадратов и кругов, помимо культурной отсылки к модернистской эстетике, подчеркивает массовость и сценарную однотипность снов — проявление вытесненных историей и реальностью желаний гармонии и красоты, что, в терминологии Фрейда, и является «работой сновидений». При этом авторская позиция Браткова — как раньше, так и сейчас — не прямолинейна: он обладает способностью устанавливать аналитическую дистанцию к объекту и вместе с тем не превращаться в высокомерного наблюдателя, не причастного фиксируемой реальности.

Партнер проекта:

Regina gallery

Стратегические партнеры:

Master Card

Генеральный информационный партнер

ELLE

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru Сноб RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.