Ростан Тавасиев
Все сложно

Москва, 18.VII.2013—8.IX.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Фото с вернисажа

Ростан Тавасиев Ольга Свиблова, Ростан Тавасиев и Анна Зайцева Анатолий Большаков и Александр Добровинский Бернд Рунге Иосиф Бакштейн Олег Кулик

О выставке

В своем новом проекте Ростан Тавасиев выходит в виртуальную реальность. Он предлагает нам представить себе, что неподвижные и немые произведения искусства, которые мы встречаем в музеях, на самом деле являются живыми существами, с очень напряженной внутренней жизнью, скрытой от зрителя. У них есть свое мнение о музее, в котором они оказались по воле автора и куратора, есть мнение о самом авторе (не всегда приятное для последнего), о посетителях выставки, о своих соседях по экспозиции, которые одновременно являются их друзьями и конкурентами. Экспонаты с тревогой ждут окончания выставки и беспокоятся о своих дальнейших перспективах, внимательно читают то, что пишет о них пресса, радуются, негодуют и стараются предугадать, как критика отразится на их судьбе. Таким образом, то, что мы видим в пространстве музея, оказывается только вершиной айсберга.

В проекте Тавасиева вся эта сложная и напряженная жизнь произведения искусства вынесена в социальные сети. У каждого из семи персонажей (по числу цветов спектра) есть страничка в фейсбуке, а у некоторых — особо общительных — и в других соцсетях. Там они переговариваются друг с другом, обсуждают собственные художественные достоинства и недостатки (и даже более общие темы), заводят дружбу с самыми разными людьми, интересующимися искусством.

У каждого из персонажей Тавасиева уже сформировался свой характер, и каждый —несмотря на определенное внешнее сходство — отстаивает свою художественную позицию, представляет некий тип взаимодействия искусства со зрителем или, точнее, поведения искусства по отношению к зрителю.

Ярко-красный Там Пурпурный — маньяк власти. Славный малый, радеющий за искусство будущего. Но это скорее амбициозный план, желание показать себя, создать свой собственный «лагерь», где он — первый и последний бойскаут. Оранжевая Шаровая Молния — самовлюбленная, уверенная в своей красоте и значимости этой красоты для других. Все время постит фотографии самой себя. Желтый Божественный Ветерок — легкомысленный, все на свете существует только ради него. Он — маньяк внимания. Зеленый Куб со стороны может показаться равнодушным и циничным: он не придает большого значения мелочам и смотрит на вещи отстраненно. Он считает себя древним созданием; чувствует, что живет не первый раз и что все это уже было. Он помнит себя в разных формах животных и людей; помнит, как был кошкой, каким-то крупным копытным животным, помнит даже свою реинкарнацию в виде произведения Пикассо. Ярко-голубая Конструкция Винчи — очень внимательна, и рассудительна. Она прямо говорит окружающим то, что о них думает, и ничего не боится. Вместе с тем у нее есть чувство юмора, и она ценит живую искру в людях. Старается все понять и разобраться. Можно сказать, что она — маньяк здравого смысла. Полная Мысль — синего цвета, это брюзга, ретроград, стародум и правдолюб. Он раздражителен, либерал (из разочарованных), сбивчив, и часто впадает в воспоминания. Фиолетовый Хидден Хиккимори уверен в своей исключительности. С одной стороны, это интеллектуал, тонкий мыслитель, с другой — мечтатель и фантазер. Ему интересны люди, он хотел бы быть более дружелюбным, но его постоянно мучает мысль, что его никто не воспринимает серьезно. Он боится неудачи настолько, что предпочитает не показываться вовсе. У Хиккимори постоянно скачет самооценка. Его легко смутить. Он — интроверт и ипохондрик. Он не умеет ненавидеть, но бывает искренне возмущен, может негодовать, но не на публике.

Посетители выставки и все пользователи соцсетей могут не только следить за перепиской этих существ, но и участвовать в ней. Ростан Тавасиев предоставляет любознательному зрителю редкую возможность не только посмотреть, но и пообщаться с объектом современного искусства напрямую, без посредников.

Анна Зайцева

Аккаунты персонажей
Божественный Ветерок
Зеленый Куб
Конструкция Винчи
Полная Мысль
Там Пурпурный
Хидден Хиккимори
Шаровая Молния

Любовь к созданию персонажей, аллюзиям, театрализации, отношение к искусству как к игре, характерные для Ростана Тавасиева роднят его с отечественным концептуализмом. Ростан, как и его предшественники, любит спрятаться в собственном произведении, пустить зрителя по ложному пути, снабдить высказывание хорошей порцией амбивалентности. Одна из важных для Ростана тем — граница между искусством и жизнью, искусством и виртуальной реальностью. Попытка передвижения этих границ предпринята в проекте «Все сложно». Ряд симпатичных странных существ-произведений оккупируют пространство. Их семь — по числу цветов спектра. Это персонализированные скульптурные формы. Тавасиев преломляет единое художественное намерение на семь вариантов его воплощения. Есть еще восьмой персонаж — видеопроекция. Она олицетворяет миг дисперсии, когда художественная воля распалась на семь возможных форм. Момент, когда они становятся объектом внимания зрителей, становится началом их виртуальной жизни. Встретиться с ними можно не только в выставочном зале, но и в социальных сетях. На открытии экспозиции соединяется тело-объект и душа-аккаунт персонажа. Начинается активная самоидентификация и самопрезентация. Зрители могут напрямую общаться с объектами он-лайн. От вернисажа до финисажа, скульптуры двигаются, интригуют, заигрывают со зрителями и персоналом галереи, огрызаются на события текущей культурной жизни, сплетничают, строят друг другу и окружающим козни, зондируют возможных покупателей, стараются устроить (или предугадать) свою дальнейшую судьбу. Художник создает миниатюрную копию мира современного искусства. Его жители внезапно пробуждаются посреди и во имя шоу, в котором нужно находить свое место, свой способ участия или неучастия. Однако этот мир имеет срок годности. Что будет с теми, кто в громах и молниях зашлаковывает информационное пространство, кто старается догнать паровоз современности и занять в нем комфортное место? Этот вопрос задают себе персонажи выставки. Автор говорит, что перед нами «... лабораторное повторение опыта Пигмалиона». Однако его интересует не столько оживление своих созданий, сколько сложные отношения и влияния, которые возникают от их троякого присутствия — в виде физической вещи, в виде предмета искусства и в виде виртуальной личности.

Александр Дашевский

При участии

Галерея «Анна Нова»

При поддержке

Билайн 27.08.2012


Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Courrier de Russie Winzavod art review Foto.ru 13.03.12 be in Foto-Video Диалог Искусств Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.