Юрий Кривоносов. Юрмала. 1965
Юрий Кривоносов. Азовское море. 1970
Юрий Кривоносов. Волга. 1957
Юрий Кривоносов. Танцплощадка. Лагерь геологов. 1958
Юрий Кривоносов. Памир. 1960
Юрий Кривоносов
Юрий Кривоносов. Норвежское море. 1964
Юрий Кривоносов. Туманный вечер. Москва. 1955
Юрий Кривоносов. Руслан и «Людмила». Москва. 1968
Юрий Кривоносов. Пенсионный возраст. Москва, 1960-е
выставка завершилась
Выставка представляет фотографии Юрия Кривоносова 1950-х-1970-х годов, когда он являлся фотокорреспондентом легендарного журнала «Огонек», главного иллюстрированного издания Советского Союза.
Юрий Кривоносов родился в 1926 году в Москве. В десять лет по чертежам из детского журнала соорудил себе первый картонный фотоаппарат, пленку для которого ему приносил сосед — кинооператор «Союзмультфильма» Николай Воинов. Он же консультировал юного фотографа по вопросам, связанным с проявкой и обработкой фотографий. Через три года в подарок от отца Юрий получил профессиональную камеру «Фотокор», которая хранится у Кривоносова до сих пор и находится в прекрасном рабочем состоянии.
Пройдя войну и окончив Военно-морское авиационное училище по специальности аэрофоторазведывательная служба, в 1951 году Кривоносов на месяц устроился в журнал «Огонек»: он заменял заболевшего фотолаборанта. Этот месяц неожиданно обернулся двадцатью семью годами.
Первым снимком, опубликованным в «Огоньке» (1953), стала панорама, смонтированная из четырнадцати кадров, на которой были запечатлены похороны Сталина. Кривоносов, в течение трех суток безвылазно дежуривший в фотолаборатории «Огонька», получил несколько часов передышки до сдачи нового номера и вышел прогуляться по городу, взяв у приятеля фотоаппарат «ФЭД». Город был перекрыт. Огибая кордоны, Кривоносов случайно оказался в переулке, выходившем прямо на Кремль. На Красной площади как раз начиналась траурная церемония. Кривоносов взобрался на подоконник первого этажа дома (удержаться на нем помогли какие-то мальчишки) и, воспользовавшись солидным опытом ведения аэрофотосъемки, сделал панорамную съемку. «... Семь кадров по Кремлю, по верху, и семь кадров по низу, по народу, с перекрытием», — вспоминает фотограф. Как выяснилось позже, в то время и в том месте не оказалось никого из кинооператоров или фоторепортеров. Такой кадр был только у Кривоносова! Выполнив съемку, он бросился в редакцию проявлять и сушить пленку. Быстро отпечатал 14 кадров, скрепил их и сделал «площадь». Эту панораму увидел заведующий фотоотделом, фотографию дали на разворот. Так Кривоносов стал фотокорреспондентом «Огонька».
Имея за плечами хорошую школу фотожурналистики, фоторепортер вышел в относительно свободный полет, выбрав наиболее близкую и интересную для себя тематику ‒ экстремальные съемки. Кривоносов сплавлялся на плотах по бурной реке в Сибири; два дня в связке с альпинистами проходил отвесную стенку на Памире; несколько раз опускался в гидростате на дно Баренцева моря; дрейфовал на станции «Северный полюс» в Ледовитом океане; снимал работу рыбаков в самую штормовую погоду (7-9 баллов) в Норвежском море; вел репортаж с теплохода, где снимался фильм «Полосатый рейс» ‒ проведя две недели «в обществе» тигров; снимал переброску скота на самолетах через горные хребты из Узбекистана в Киргизию; караулил в зимнем лесу диких кабанов и оленей... Иногда коллеги спрашивали его: «Зачем тебе всё это надо?» На что он неизменно отвечал ‒ «Интересно же...».
Кроме того, Кривоносову было интересно фотографировать лица. Он создал как портреты людей, являвшихся символами эпохи — писателей, артистов, «первых лиц» различных государств, космонавтов, среди которых был и портрет Юрия Гагарина (еще без шрама), так и портреты обычных людей, без которых, тем не менее, эта эпоха просто не состоялась. А еще он писал репортажи, очерки, рассказы. Объездил весь Советский Союз и несколько десятков зарубежных стран.