Уважаемые посетители!
В среду, 11 декабря, выставка Варвары Родченко «Мимошедшее время» будет недоступна с 15:00
Приносим извинения за доставленные неудобства.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
Eng

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Метафора, метафизика, метаморфоза

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Артефакты. Из цикла «Аппликации».1993. Предоставлено авторами. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. На съёмках «Артефактов».1993. Предоставлено авторами. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Артефакты. Из цикла «Из Напуля».1994. Предоставлено авторами. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Артефакты. Из цикла «Пейзаж диктует». 1997. Предоставлено авторами. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Артефакты. Из цикла «Реверсивные инсталляции». 1997. Предоставлено авторами. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Артефакты. Из цикла «Жизнь треугольника». 1976. Предоставлено авторами. Проект конструкции ПРОСТРАНСТВО-ДВИЖЕНИЕ-БЕСКОНЕЧНОСТЬ.  Бум., оргалит, темп. 1963.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Аппликации».1993. Предоставлено авторами.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. На съёмках «Артефактов».1993. Предоставлено авторами.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Из Напуля».1994. Предоставлено авторами.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Пейзаж диктует». 1997. Предоставлено авторами.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Реверсивные инсталляции». 1997. Предоставлено авторами.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Жизнь треугольника». 1976. Предоставлено авторами.

Проект конструкции ПРОСТРАНСТВО-ДВИЖЕНИЕ-БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Бум., оргалит, темп. 1963.

Москва, 27.11.2019—16.02.2020

до окончания выставки — 67 дней

Поделиться с друзьями




Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова

Свернуть

О выставке

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова

27 ноября 2019 — 16 февраля 2020

Стратегический партнёр музея: Mastercard
Куратор:Анна Зайцева, Ольга Свиблова. 

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Метафора, метафизика, метаморфоза». На выставке представлены ранняя живопись, графика, эскизы проектов, позволяющие погрузиться в творческую лабораторию Инфанте, и цикл «Артефакты», над которым художник в соавторстве с Нонной Горюновой работает более сорока лет.

Франциско Инфанте — лауреат Государственной премии РФ 1996 года, признанный классик современного российского искусства, один из ярких представителей советской неофициальной культуры. Он родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области в семье испанского эмигранта-республиканца. Его отец скончался, когда ребенок был еще совсем маленьким. С 1956 по 1962 год Франциско Инфанте учился в Московской средней художественной школе, а в 1966 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку).

Академическое художественное образование, полученное Франциско Инфанте, прививало навыки копирования старых мастеров в рамках главенствующего в те годы художественного направления — социалистического реализма. «…Нас учили — вот дальний план, а вот ближний. Но все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали. Для меня проблема искусства сводилась к росту собственного сознания», — вспоминал Франциско Инфанте. Размышления над метафизическими проблемами мироздания, поиск собственного художественного языка, способного выразить бесконечность вселенной, определили путь художника с ранней юности до сегодняшнего дня. Он не устает повторять: «Мир не только бесконечен, но и таинственен».

Детство и юность Франциско Инфанте совпали с периодом хрущевской «оттепели», ненадолго приподнявшей «железный занавес», отделявший советское искусство от мировой культуры. В 1950—1960-х годах в Москве впервые были показаны выставки и отдельные работы Пабло Пикассо, Джексона Поллока и других звезд мирового современного искусства. Безусловно, они повлияли на всех молодых художников того времени, готовых ставить перед собой вопросы о смысле искусства и путях его развития. Важным фактором, повлиявшим на Франциско Инфанте и молодых художников его круга, стало общение с греческим коллекционером Георгием Костаки, в доме которого они смогли познакомиться с шедеврами русского авангарда начала XX века. (Русский авангард начинают показывать в отечественных музеях только с середины 80-х годов.)

В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году первый человек — Юрий Гагарин — отправляется в космос. Освоение космоса, начавшееся в это время, становится главной проблематикой, волнующей весь мир, в том числе и художников, среди которых был и Лучо Фонтана, чью ретроспективную выставку МАММ неслучайно открывает одновременно с проектом Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.

Уже в 1962 году девятнадцатилетний Франциско Инфанте, блестящий академический рисовальщик, начинает работать с абстракцией и геометрией — художественным языком, который казался ему наиболее релевантным для выражения волновавших его проблем бесконечности космоса и познания структуры вселенной. (В 1962 году он создает важную для понимания всего его творчества работу «Рождение вертикали».)

Его графика, его абстрактные картины начала 1960-х годов ломают сетку общепринятых канонов советского искусства. Выставка в МАММ впервые покажет работы Франциско Инфанте этого периода в максимально полном объеме, включая его знаменитый мобиль «Пространство-Движение-Бесконечность» — важнейшую работу художника периода его увлечения кинетическим искусством. Графические эскизы к этой работе появляются уже в 1963 году. (Одна из версий мобиля находится в коллекции Центра Помпиду.)

В том же 1963 году Франциско Инфанте создал этапную работу «Реконструкция звездного неба», выстраивая на небосклоне звезды в виде супрематических фигур Казимира Малевича. (Это произведение показывалось в крупнейших музеях мира, таких как Музей Орсе, Музей Кастелло ди Риволи и др.) Полемизируя с претензиями русского авангарда на тотальное переустройство жизни, общества, каждого конкретного человека и природы, Инфанте артикулирует другую парадигму художественного сознания. Русский авангард начала XX века грезил о волевом переустройстве мира, а двадцатилетний художник другой эпохи, уже второй половины XX века, проблематизирует миф о бесконечной власти индивидуума над другими, в том числе над природой.

В последующих циклах «Артефакты» и «Продолжения», где Франциско Инфанте и Нонна Горюнова будут строить инсталляции в природных ландшафтах, художники развивают идею гармонизации человека и природы. Внедряя в природный мир созданные ими искусственные объекты, художники выстраивают тотальную инсталляцию. Они выбирают уникальную и единственную точку съемки, которая дает возможность зафиксировать на фотопленке рождение визуальной метафоры — артефакта. Артефакты Франциско Инфанте и Нонны Горюновой отражают красоту и гармонию, возникающие в результате нового типа взаимоотношений природного и искусственного, где нет места доминированию одного над другим.

Сегодня, когда весь мир обсуждает экологические проблемы, а современные художники соревнуются в создании проектов на эту тему, работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой приобретают особую актуальность. Сложносочиненные, тонко продуманные, жестко сконструированные, безупречные с точки зрения художественной формы артефакты, над которыми и сегодня продолжают работать художники, демонстрируют то, что они сами вынесли в название выставки в МАММ, а именно: метафизику, метафору и метаморфозы. В одном из своих интервью Инфанте говорил: «Художник творит для преодоления непреодолимого, ради самого божественного замысла человека, приоткрывая тайну устройства нашего мира, утверждая радость такой встречи». 

 

Оставаясь в стороне от идеологии и политики, создающих проходящий контекст нашего бытия, творчество Франциско Инфанте сконцентрировано на базисных проблемах мироздания. Для артикуляции этих проблем, являющихся для него, а также его жены и соавтора Нонны Горюновой глубоко личными и сущностными переживаниями, он нашел свой художественный язык, развивающийся от проекта к проекту уже более пятидесяти лет.

Активная художественная деятельность юного Франциско Инфанте начинается в 1962 году. Лучо Фонтана — один из самых актуальных художников современности, творчество которого сегодня переоткрывает не только Италия, но и весь мир, — ушел из жизни в 1968 году, и последний период его творчества был одним из самых креативных и продуктивных. Художники разных стран, разных поколений, сформировавшиеся в совершенно разных художественных контекстах, в своем творчестве задают сходные вопросы о природе и структуре окружающего нас универсума. Эти фундаментальные вопросы оказываются интересны искусству и человечеству, которое нуждается в искусстве в переломные моменты, когда в мире происходят тектонические цивилизационные сдвиги. Поэтому МАММ в одно время и в одном пространстве показывает ретроспективу Лучо Фонтаны и выставку «Метафора, метафизика, метаморфоза» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.

Работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой находятся в собраниях крупнейших российских и мировых музеев, среди которых: Центр Помпиду (Франция), Бруклинский музей (США), Художественный музей Базеля (Швейцария), Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Москва и др.

Благодарим за предоставление работ Музей современного искусства «Гараж» и Государственную Третьяковскую Галерею.

Пресс-релиз (docx, 104кБ)

При поддержке


MasterCard

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Стратегический информационный партнер

ELLE


Информационные партнеры

Первый канал BURO Appolo RosPhoto The Vanderlust Русский пионер Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Crocus TV Арт-Гид The Village



Привелегии для абонентов Tele2