МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Ивата Накаяма
Модернизм в японской фотографии

Ивата Накаяма.
Футуристическая пантомима,
1927.
Серебряно-желатиновая печать.
Коллекция Фонда Иваты Накаямы.
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго Ивата Накаяма.
Японская девушка,
около 1925.
Серебряно-желатиновая печать.
Коллекция Фонда Иваты Накаямы.
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго Ивата Накаяма.
Композиция,
1933 (печать 1996).
Серебряно-желатиновая печать.
Коллекция Фонда Иваты Накаямы.
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго Ивата Накаяма.
Женщина с длинными волосами,
1933.
Серебряно-желатиновая печать.
Коллекция Фонда Иваты Накаямы.
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго Ивата Накаяма.
Композиция (кружево и стакан).
Серебряно-желатиновая печать,
1930—1935.
Коллекция Фонда Иваты Накаямы.
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго Ивата Накаяма.
Создание,
1942.
Серебряно-желатиновая печать.
Коллекция Фонда Иваты Накаямы.
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Ивата Накаяма. Футуристическая пантомима, 1927. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Ивата Накаяма. Японская девушка, около 1925. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Ивата Накаяма. Композиция, 1933 (печать 1996). Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Ивата Накаяма. Женщина с длинными волосами, 1933. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Ивата Накаяма. Композиция (кружево и стакан). Серебряно-желатиновая печать, 1930—1935. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Ивата Накаяма. Создание, 1942. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Москва, 18.05—22.07.2018

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

В рамках «Фотобиеннале 2018» и Года Японии в России
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова
Коллекция Фонда Иваты Накаямы
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
В рамках «Фотобиеннале 2018» и Года Японии в России
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова
Коллекция Фонда Иваты Накаямы
Представлено Художественным музеем префектуры Хёго

Свернуть

О выставке

XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»

Ивата Накаяма
Модернизм в японской фотографии

Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова
Коллекция Фонда Иваты Накаямы. При содействии МЕМ

В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Иваты Накаямы — одного из самых ярких представителей эпохи модернизма в японской фотографии.

«Обладая изощренной техникой и тонким чувством формы, он заставлял фотобумагу лучиться невиданным великолепием», — пишет куратор Художественного музея Сёто Юри Мицуда.

Ивата Накаяма родился 3 августа 1895 года в Янагаве (префектура Фукуока). С самого детства он интересовался европейским искусством и даже хотел стать художником. В 1915 году Накаяма поступил на Временное отделение фотографии Токийского художественного училища, открытое незадолго до этого. В мае 1923 года оно было переименовано в Отделение фотографии, а через три года закрыто. За одиннадцать лет существования Отделение фотографии окончило 47 человек; среди девяти первых его выпускников был Ивата Накаяма.

Окончив художественное училище, Накаяма отправился в США на стажировку от Министерства сельского хозяйства и торговли Японии. Некоторое время он изучал историю искусства в Университете Калифорнии, а затем переехал в Нью-Йорк и через некоторое время открыл собственную фотостудию на Пятой авеню. Первые годы фотограф искал клиентов, лично обходя большие загородные дома. Чтобы привлечь покупателей, он даже выпускал специальные купоны. В «американский период» Накаяма занимался в основном коммерческой студийной фотографией, только после переезда во Францию он решил полностью посвятить себя художественной фотографии.

В 1926 году он продал свое нью-йоркское фотоателье и переехал в Париж, который в период между двумя Мировыми войнами, был главным центром художественной жизни Европы. Именно в это время в столице Франции состоялись первая персональная выставка Альберто Джакометти, «Вторая выставка сюрреалистов», а также вышла в свет «Естественная история» Макса Эрнста.

Наиболее значимой работой Иваты Накаямы этого периода стала серия фотографий, посвященная творчеству итальянского художника-футуриста Энрико Прамполини. На снимках Накаямы изображены футуристические композиции из геометрических форм, демонстрирующие радикально авангардную стилистику работ Прамполини. Позднее Накаяма использовал эти фотографии для обложки японского журнала «Кога», а также включал их фрагменты во многие фотомонтажи.

В Париже Накаяма создал и свою первую фотограмму. Хотя к тому моменту эта техника уже получила развитие в работах Ман Рэя и Ласло Мохой-Надя, Накаяма пришел к ней независимо от них, путем собственных экспериментов.

В 1927 году Накаяма вернулся в Японию. Десятилетие, проведенное в США и Франции, оказало огромное влияние на мировоззрение фотографа и формирование его художественного стиля. Познакомившись с американским и европейским искусством, Накаяма решительно отказался ему подражать. Он хотел быть на равных с европейскими и американскими художниками, создавая нечто принципиально новое, не пытаясь имитировать западные образцы.

В Японии начала ХХ века художественная фотография в значительной степени была уделом любителей. В основном публику интересовали предметы, изображенные на фотографии, а не фотография как способ художественного выражения. Накаяма же считал, что фотография может быть чистым искусством. Фотографию создает не камера, уточнял он, а художник, использующий эту камеру.

«Долгое время я считал фотографию и живопись одним видом искусства, поскольку обе работают с плоскостью. Однако, сколько бы я ни совершенствовал свое мастерство, мне бесконечно далеко до Рафаэля... Так что вместо этого я стал вникать в красоту и обаяние фотографии и исследовать возможности ее материалов и инструментов... В результате мне удалось создать художественные фотографии, которые вселяют в меня чувство некоторого удовлетворения», рассказывал Накаяма.

В 1930-е годы Ивата Накаяма был одной из самых ярких звезд японской фотографии, несмотря на то, что в период нарастающего национализма, тот факт, что Накаяма использовал камеру для выражения своего внутреннего мира, вместо того, чтобы отображать объективную реальность, нередко вызывал в его адрес критику. Тем не менее Ивата Накаяма оставался верен своим принципам.

Созданный Иватой Накаямой «Фотоклуб Асии» гордился тем, что «превыше всего ценит индивидуальность» и «не создает подражательных работ». Критерием оценки работы, считал Накаяма, должна быть не ее принадлежность к тому или иному стилю, а то, что она «чужда подражательству и верна концепции данного художника».

Год Японии в России

Проект представлен

Художественный музей префектуры Хёго

При содействии

MEM

Стратегические партнёры «Фотобиеннале 2018»

MasterCard Tele2Volvo

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь


Информационные партнеры

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru Арт-Гид