МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Виктор Пивоваров
Московский альбом

Виктор Пивоваров.
Портрет Рубена Варшамова, редактора журнала «Веселые картинки». 2017. Холст, масло. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров.
Библиотекарша. 
2017. Картон, масло. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров.
Ночной сторож. 
2017. Картон, масло. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. Ночной разговор. Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. Ночной разговор. Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. Воскресное рисование. Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. Воскресное рисование. Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. «Старичок, к тебе можно?» Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. «Старичок, к тебе можно?» Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. Мастерская Кабакова. Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. Мастерская Кабакова. Из
альбома «Действующие лица».
1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Портрет Рубена Варшамова, редактора журнала «Веселые картинки». 2017. Холст, масло. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Библиотекарша. 2017. Картон, масло. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Ночной сторож. 2017. Картон, масло. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Ночной разговор. Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Ночной разговор. Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Воскресное рисование. Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Воскресное рисование. Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. «Старичок, к тебе можно?» Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. «Старичок, к тебе можно?» Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Виктор Пивоваров. Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров

Москва, 24.10.2018—3.02.2019

до окончания выставки — 53 дня

Поделиться с друзьями




О выставке

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

Виктор Пивоваров
Московский альбом

При поддержке: Mastеrcard, VOLVO CAR RUSSIA

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося художника, одного из основателей «московского романтического концептуализма» — Виктора Пивоварова.

В экспозицию войдет новый живописный цикл художника «Москва, Москва!» (2017), а также его знаменитый альбом «Действующие лица» (1996) и малоизвестные альбомы «Если» (1995) и «Флоренция» (2005–2010), которые станут настоящим открытием для зрителя.

Выставка включает в себя саунд-инсталляцию из сохранившихся аудиозаписей выступлений Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Юрия Лотмана, Сергея Аверинцева, Юрия Мамлеева и Генриха Сапгира — великих философов, ученых, писателей, поэтов, чье творчество и тексты неразрывно связаны с творчеством самого художника.

Виктор Пивоваров, как и другие деятели московского концептуализма, удивительно соединяет в своем творчестве изобразительную и словесную ткань. Пронзительное сплетение фантастического и реалистического порождает новое метафизическое измерение в работах Пивоварова, которые всегда привязаны к конкретному времени, месту и предельно артикулированной психологической ситуации и в то же время всегда говорят о чем-то ином. Любая работа художника — сгусток экзистенциальной энергии и одновременно абсолютно свободная вовлеченность в полифонический дискурс мировой культуры и живое дружеское общение с теми, кто очень близок или случайно встречен.

В альбоме «Если» предметное изображение исчезает вообще. Остаются только гениально и просто эксплицированные внутренние диалоги. Кажется, что мы смотрим на научные таблицы, а в результате оказываемся втянуты в действо, точно срежиссированное художником, где воображение каждого из нас создает образы, слышит голоса, наполняет происходящее запахами и тактильными ощущениями...

Пивоваров — художник легкого дыхания, который превращает самые серьезные вещи в веселый карнавал, доступный каждому, в зависимости от того регистра восприятия, который включает зритель.

Само название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуалистского подхода. Форма альбома — подразумевает обязательную «атрибуцию» рисунков, а традиционная московская уютная камерность и какая-то особенная, пронизанная юмором родственная атмосфера угадываются во всех без исключения сериях, вошедших в экспозицию, будь то «Действующие лица» или «Флоренция».

«... Я попробовал передать ту всеобщую энергию, которая объединяла московских художников и поэтов, создававших послевоенный Московский миф, передать то, как пишет Мамлеев, „страстное желание выйти за пределы ординарного человеческого сознания, которое ощущалось как тюрьма“», — рассказывает Виктор Пивоваров.

Мультимедиа Арт Музей, Москва благодарит за помощь и поддержку Антона Белова и всю команду Музея современного искусства «Гараж», а также Данилу Стратовича — издателя и основателя Artguide Editions за подготовку чудесной книги, которая выходит к открытию выставки. Отдельное спасибо Павлу Пепперштейну — замечательному художнику и сыну Виктора Пивоварова за саму идею организовать эту выставку в МАММ и за его прекрасный текст к книге. Без Томаша Гланца этот проект не возник бы и не обрел осязаемую форму.


Виктор (Виталий) Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. По словам самого художника, первое художественное произведение он сделал в пять лет: «Мы были с мамой в эвакуации в глухой деревне в Татарии. Три дня на санях от железной дороги. Ни радио, ни электричества. На задворках я нашел несколько лоскутов, выстирал их и выгладил, скроил из них платьице и нарядил в него деревянную чурку. Смастерил себе куклу от одиночества. Я и сейчас такой же. Сущность моих занятий искусством не изменилась».

В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, а в 1962 году — Московский полиграфический институт. В 1963 году Виктор Пивоваров познакомился со своей будущей женой Ириной Пивоваровой — автором стихов и сказок, которые он начал иллюстрировать. Вместе они подготовили и выпустили такие детские книги, как «Всех угостила», «Паучок и лунный свет», «Тихое и звонкое», «Тик и так», «Два очень смелых кролика», и другие. Также Пивоваров иллюстрировал и «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой: «Слова», «Яблоко», «Разговоры и миниатюры».

В издательстве «Детская литература» Пивоваров познакомился с представителями Лианозовской группы — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, а через них — с Овсеем Дризом и Ильей Кабаковым.

В 1966 году у Ирины и Виктора Пивоваровых родился сын Павел. В 1967 году Виктор Пивоваров получил через знакомого Ильи Кабакова — Давида Когана — собственную мастерскую. В это же время художник впервые обратился к живописи и создал серию монотипий «Искушение Св. Антония», которую считает началом своей творческой деятельности. К первым картинам художника относятся такие произведения, как «Синие очки безумного милиционера», «Ах!», «Гвозди и молоток», «Московская вечеринка», «Безумная Грета», и другие.

Пятилетие с 1972 по 1976 год стало знаковым для всего московского концептуализма. Эрик Булатов создает «Горизонт», Илья Кабаков работает над первым циклом «Десять персонажей»,

а Виктор Пивоваров пишет картины «Длинная-длинная рука», «Проекты для одинокого человека», альбомы «Лицо», «Сад» и другое.

В 1974 году Ирина и Виктор Пивоваровы развелись, а в 1978 году Виктор Пивоваров познакомился со своей второй женой, чешским искусствоведом Миленой Славицка, приехавшей в Москву из Праги.

В 1979 году состоялась первая выставка Виктора Пивоварова. В коллективной выставке «Цвет, форма, пространство» участвовало множество художников. Пивоваров показывает цикл «Семь разговоров». Это было единственное участие художника в публичной выставке до переезда в Прагу. В 1982 году Виктор Пивоваров эмигрировал в Чехословакию и поселился в Праге.

За полгода до Бархатной революции в Чехословакии в мае 1989 года открылась большая ретроспективная выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. В 1991 году Союз художников объявил открытый конкурс на художественное руководство одного из пражских выставочных залов Союза. Виктор Пивоваров и Милена Славицка вместе с Андриеной Шимотовой и Вацлавом Стратилом выиграли этот конкурс. Галерея получила название «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art). Однако вскоре помещение было отобрано, и Пивоваров прекратил заниматься галереей.

Пивоваров был также связан с деятельностью журнала по современному искусству Výtvarné umění, главным редактором, а позже и издателем которого стала в 1990 году Милена Славицка. С 1990 по 1997 год Пивоваров неофициально являлся главным художником журнала.

В 2001 году вышла книга Виктора Пивоварова «Влюбленный агент». Публикация не осталась незамеченной — в 2004 году в Третьяковской галерее открылась выставка «Шаги механика». Одновременно с ней в Галерее XL прошла выставка «Темные комнаты».

В 2002 году вышла вторая книга Виктора Пивоварова «Серые тетради». В аннотации указано, что «Если жанр „Влюбленного агента“ близок к автобиографии, то жанр „Серых тетрадей“ определить гораздо трудней. Здесь и художественная проза, и стихи, и документы».

В 2004 году вышла в свет книга «О любви слова и изображения», которая представляет тексты художника, написанные в разные годы, либо не опубликованные вообще, либо опубликованные в разных малодоступных изданиях.

В 2006 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «Едоки лимонов», для которой была создана серия из девяти больших картин «Атлас животных и растений».

В 2011 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «ОНИ». В том же году выходит в свет проект «Философские тетради Ольги Серебряной». Работа над проектом велась через переписку Виктора Пивоварова и Ольги Серебряной. В 2014 году эта переписка вышла в свет в издательстве «НЛО» под названием «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии».

В 2015 году в Государственном музее Востока была показана выставка «Лисы и праздники». В 2016 году состоялись две выставки Виктора Пивоварова в Москве: «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж» и «Потерянные ключи» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В том же году в издательстве «АртГид» была переиздана книга «Влюбленный агент» с новыми главами.

Иллюстраторская деятельность
Помимо работ в среде неофициального искусства, Виктор Пивоваров создавал иллюстрации для детских книг, это был его способ существования, впрочем, популярный среди андерграундных художников того времени. Дебютировал в 1964 году в издательстве «Детская литература», с тех пор проиллюстрировал более 50 книг. С 1969 года иллюстрировал детский журнал «Веселые картинки», а в 1979 году создал знаменитый логотип журнала из букв-человечков, существующий с небольшими изменениями по сей день.

Знаковой стала работа с книгой «Необычный пешеход», выпущенной в 1965 году. Иллюстрации Пивоварова к этой книге вызвали широкий резонанс, многие обвиняли его в том, что за его простыми иллюстрациями кроются неоднозначные тайные символы. Позже сам Пивоваров признавался в том, что любил иллюстрировать детские стихи, потому что они дают свободу интерпретации текста. Благодаря этой работе он получил признание как иллюстратор, его заметили. «... Художники и дети любят то, чего не бывает совсем — драконов, волшебников, деревянных мальчишек, гномов и говорящих животных, все, что рождается фантазией и мечтой, все, что как будто уж совсем не является необходимым для человека и без чего, оказывается, он не может прожить», — писал Пивоваров.

После переезда в Прагу в 1982 году Пивоваров не бросил иллюстрацию, время от времени он рисует для детских и взрослых книг, поддерживает переиздание своих старых книг.

Чешский центр

При поддержке

MasterCard Volvo

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

InStyle


Информационные партнеры

Первый канал The Village RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru Арт-Гид



Привелегии для абонентов Tele2