Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей закрыт в связи с проведением ремонтных работ
и переоборудованием экспозиционных залов. Приносим свои извинения.
Все образовательные программы, запланированные на этот период, будут проводиться по расписанию.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Николай Бахарев

Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 28, 1988-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «В интерьере», № 7, конец 80-х.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 2, 1988-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 3, 1988-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 25, 1988-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 23, 1988-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 17, 1988-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 5, 1988-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev Николай Бахарев.
Из серии «Отношение», № 17, 1991-1993.
© MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 28, 1988-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «В интерьере», № 7, конец 80-х. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 2, 1988-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 3, 1988-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 25, 1988-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 23, 1988-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 17, 1988-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 5, 1988-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Николай Бахарев. Из серии «Отношение», № 17, 1991-1993. © MAMM, Moscow / Nikolai Bakharev

Франкфурт-на-Майне, 20.06.2015—20.09.2015

выставка завершилась

Museum fur Moderne Kunst


www.mmk-frankfurt.de

Поделиться с друзьями

В рамках Deutsche Börse Photography Prize 2015

В рамках Deutsche Börse Photography Prize 2015

Свернуть

Расписание выставки

  • 17.04.2015—7.06.2015

    Лондон

    The Photographers' Gallery

  • 20.06.2015—20.09.2015

    Франкфурт-на-Майне

    Museum fur Moderne Kunst

О выставке

Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века.

Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных в России и за рубежом художников. Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в сновной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.

Николай Бахарев, родившийся в деревне Михайловка Алтайского края в 1946 году, в четыре года потерявший родителей и выросший в детском доме, начал свою трудовую деятельность на металлургическом комбинате в Новокузнецке, одном из крупных индустриальных моногородов Западной Сибири. В двадцать четыре года, в 1970-м году, он становится профессиональным фотографом в Службе быта. В 1960-е годы в результате хрущевской градостроительной политики и массовой плановой застройки промышленных центров комбинаты службы быта становятся средоточием повседневной жизни горожанина, местом, где он может починить обувь, часы, холодильник, сделать копию ключей, пошить и перешить одежду, а также заказать фотографии, чтобы запечатлеть важнейшие события в жизни семьи — свадьбы, рождение детей, выпускные вечера и прочее.

В ряду профессий в Советском Союзе того времени труд фотографа приравнивался к труду чернорабочего. Это не мешало службам быта, тем более в провинциальных российских городах, породить целое поколение значительных фотографов, которые благодаря работе на заказ получали средства к существованию и совершенствовали технику съемки, пытаясь оставить свободное время работе «для души». Так, например, в Перми в службе быта начинает свою карьеру замечательный фотограф Андрей Безукладников. Несмотря на столь не значительное по социальному рангу место фотографа, фигура его и сама ситуация фотосъемки оказывались чрезвычайным событием в жизни рядового человека. Это был редкий момент, когда он становился центром внимания, соответственно, появлялась возможность самоидентификации, отсутствовавшей и на работе, и дома, поэтому даже из скудной зарплаты выискивался гонорар фотографа.

Бахарев работал только на заказ. К сожалению, от этого времени сохранилось очень мало фотографий. Но уже по этим групповым портретам можно видеть, как складывалась и потом мало менялась эстетическая система фотографа. Работы на заказ должны были нравится клиенту, поэтому он тщательно выстраивает композицию, позы, ловит моменты счастья и предельного самовыражения своих героев, при этом всегда соблюдая дистанцию. Эта эстетическая дистанциированость от объекта съемки при полной включенности в момент создания композиции была абсолютно нетипична для советской фотографии того времени. В 1970-е годы советская фотография развивается в двух направлениях: первое — это каноны социалистического реализма, т.е. постановочный репортаж, зародившийся еще в начале 1930-х годов, типичный для авторов, работавших в советской прессе, где они должны были вписываться в жесткие рамки, установленные идеологической системой. Одновременно существовала линия, берущая свое начало в движении фотолюбительства, появившегося на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х-начале 1960-х годов, эпохи «физиков и лириков», когда в советскую фотографию возвращаются жанры пейзажа — пространства естественности и свободы — и психологического портрета, практически исчезнувшие после революции. Эта романтическая линия, когда в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, была реакцией на каноны социалистического реализма тоталитарной системы, унифицировавшей конкретных людей до социальной общности — советского народа.

Бахарев не вписывается ни в одно из этих направлений. Можно сказать, что он снимает своих героев в эстетике наивного искусства или art brut, предельно нивелируя свое авторское вторжение, которое остается за кулисами и проявляется только в момент постановки, запускавшей механизмы самопрезентации персонажей.

В конце 1980-х во время перестройки весь уклад привычной советской жизни вместе со службами быта стал гибнуть, как тонущая Атлантида. Фотографам приходится самим искать съемку на заказ: детские сады; школы; свадьбы; девушки, желающие заказать свои портфолио; и в том числе пляжи, где люди на отдыхе хотят запечатлеться в кругу друзей и близких. Пляж — момент счастья, момент праздника, момент, когда люди могли вырваться из повседневной рутины на природу и попытаться стать самими собой.

Цикл «Отношение» Николай Бахарев снимал в конце 1980-х-начале 1990-х на новокузнецких пляжах. Казалось бы, обычные «пляжные» фотографии, которыми многие фотографы, как и сам Бахарев, зарабатывали в советское время, делая для отдыхающих снимок на память, стали классикой российской фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома (в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование).

Люди скидывали одежду на отдыхе и вместе с ней социальную детерминированность советского человека, который воспитывался и жил как винтик системы, максимально нивелировавшей любые индивидуальные различия, в т.ч. и гендерные.

Раздетые и позирующие уличному фотографу люди спонтанно проявляли тягу к совместности. Наверное, неслучайно большинство портретов — групповые. Забавно, что чаще всего мужчина лежит на коленях у женщины, а не наоборот. Действительно, социализм как социальная эпидемия прежде всего поражал и деформировал именно советских мужчин. Не имея возможности заработать в соответствии со своей квалификацией и усилиями, мужчина не мог взять ответственность за жену и детей и чаще всего или инфантилизировался, или спивался, поэтому работающая советская женщина, ответственная за выживание семьи, выполняла роль не только любимой, но и матери, усыновлявшей своего мужа.

Только в начале 1990-х, с зарождением дикого капитализма, ситуация меняется, и мы видим пробудившееся мачистское начало в молодых парнях и на фотографиях Бахарева. Его серия «Отношение» — жесткий этнографический портрет российской провинции. В этих фотографиях проступают и черты деградации как следствие трансформации личности социальной системой (отсюда появление термина Homo soveticus, использовавшегося и в зарубежных СМИ, и в самом СССР). Одновременно фотографии Николая Бахарева наполнены особой теплотой и предельно распахнутой (иногда до наивности) эмоциональностью, которая присуща только очень потерянным и незащищенным людям.

В стране, где сексуальность и обнаженное тело были цензурированы с середины 1930-х, работы Бахарева стали важной составляющей неофициальной культуры в общем и неофициальной фотографии в частности.

С середины 1990-х, немного отойдя от шока развала Советского Союза, Россия пытается найти пути будущего развития. В этот момент оказывается востребованной собственная история, даже недавняя.

Серия «Отношение» Николая Бахарева, увы, оказалась не только историей, но и сегодняшним днем страны, почти на четверть века застрявшей между прошлым и будущим.

Ольга Свиблова