RussianEnglish

Евгений Музалевский, София Панкевич, Никита Пономарев и Екатерина Пряничникова
Непосредственная фотография: дневник и автопортрет. Мастерская Игоря Мухина

Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я Никита Пономарев. Дневник Никита Пономарев. Дневник Никита Пономарев. Дневник София Панкевич София Панкевич София Панкевич Евгений Музалевский Евгений Музалевский Евгений Музалевский

Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я

Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я

Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я

Никита Пономарев. Дневник

Никита Пономарев. Дневник

Никита Пономарев. Дневник

София Панкевич

София Панкевич

София Панкевич

Евгений Музалевский

Евгений Музалевский

Евгений Музалевский

Москва, 17.III—2.IV.2017

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Анна Зайцева

Проект представлен Школой Родченко. Мастерская Игоря Мухина

Куратор: Анна Зайцева

Проект представлен Школой Родченко. Мастерская Игоря Мухина

Свернуть

О выставке

Этой выставкой МАММ продолжает отмечать 10-летний юбилей Школы Родченко и отдает дань огромному вкладу, который внес в этот образовательный проект Игорь Мухин — один из самых ярких и влиятельных современных фотографов, с которым МАММ связывают многолетние дружба и сотрудничество. Мухин является одним из старейших преподавателей школы. На протяжении многих лет он ведет мастерскую «Непосредственная фотография» и традиционно дает своим первокурсникам задание — создать фотографический автопортрет и дневник.

По признанию мастера, все задания, которые получают студенты его курса, в прошлом пройдены им самим. «Это задание — довольно непростое именно для фотографа, зачастую „подглядывающего“ за чужой жизнью на улице или наблюдающего ситуации в приватной среде. В этом задании он вынужден резко перевернуть камеру на себя, превратиться из наблюдателя в наблюдаемого. Так неожиданно поступил я сам в конце 80-х годов. Уже трудно сказать, что именно повлияло на меня, возможно размышления „кто я“ во время съемки проекта про молодежь и рок, возможно проект Шульгина и Леонтьева, который разворачивался у меня перед глазами в конце 80-х. Серию „Автопортрет“ я показал на огромной отчетной выставке „150 лет фотографии“ в Центральном Манеже. Чуть позже открылся железный занавес, и стало возможно посмотреть, как над подобными проектами работали Ли Фридлендер, который снимал его на протяжении всей жизни; Роберт Франк с книгой „Американцы“, где последняя картинка в книге — семья фотографа в автомобиле, итог двухлетнего путешествия по Штатам. Открылся опыт Мэпплторпа, Хельмута Ньютона, Ральфа Гибсона, Ларри Кларка, Жанлу Сьеффа, Куделки, Картье-Брессона и других

важнейших авторов».

Сегодня, когда на смену традиционному автопортрету приходят селфи, созданием которых увлечены миллионы владельцев телефонов с фотокамерами, еще интереснее увидеть, что на эту тему может сказать художник и фотограф.

Со временем Игорь Мухин расширил рамки автопортрета, дополнив его заданием «Дневник» — «приватным наблюдением за собственными вещами, едой, видом за окном, передвижением в пространстве и т.д.» Дневник и автопортрет позволяют студенту раскрыться, а мастеру — понять, чем живет его ученик.

Работая над автопортретом, София Панкевич почувствовала невозможность ограничить его только лишь собственным изображением: «Я решила снять самых дорогих для меня людей. Ведь в каком-то смысле мы все состоим из частей друг друга». Совмещая в одном изображении свои собственные черты с чертами матери, София не пользовалась никакими хитроумными приемами — это именно «непосредственная фотография», созданная с помощью обычного зеркала, хотя с первого взгляда это понять невозможно.

Фотографии Екатерины Пряничниковой совсем не похожи на то, что обычно снимают на мобильный телефон, — но получены именно с помощью этого гаджета: в отличие от большой камеры, он всегда под рукой. «Спонтанность, легкость, способность уловить эмоциональность, мимолетность и естество момента — это то, что мне было нужно в работе над проектом».

Проект Евгения Музалевского — блокнот с дневниковыми записями, рисунками и вклеенными фотографиями. Блокнот кажется совершенно реальным, хотя как объекта его никогда не существовало. На протяжении трех месяцев Музалевский вел дневники и документировал повседневную жизнь, используя разные визуальные медиа — рисунок, видео, фотографию. Все эти документальные потоки существовали отдельно и независимо друг от друга — на разных носителях — и объединились в цельное повествование и в одной материальной оболочке (блокноте) лишь позже и в цифровой форме, посредством компьютерного монтажа. Монтаж становится в этом проекте аналогом того, как работает человеческая память, как мы реконструируем прошлое и собираем его в цельный образ. «Мне показалось интересным собрать образ истории, не столько приближенный к документально точному отражению действительности, сколько поговорить о невозможности отражения действительности как таковой. Изучая архивные записи и изображения, мы имеем возможность увидеть только лишь обрывки событий, вырванных из контекста, где осколки фраз, фотографии и рисунки заставляют испытывать что-то смутное, не сходное с нашим реальным опытом в прошлом — память не способна точно воссоздать цельную картину.

Фотодневник Никиты Пономарева позволяет зрителю проникнуть в «зону комфорта» автора. Серия включает сценки из личной жизни, благодаря которым фотограф, используя наиболее удобный для него визуальный язык, переосмысливает окружающую повседневность.

Проект предоставлен

Школа Родченко

Генеральный информационный партнер

ELLE

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.