Dear visitors! For technical reasons, meeting with the organizers of the «Weeks of Conscience» postponed to  indefinite period. We apologize.

Early Colour. Russian Empire. 1890s – 1910s. New Acquisitions

Unknown photographer.
Moscow. Red Square.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Moscow. New Trading Rows.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Moscow. Tsar Bell.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
St. Petersburg. Nevsky Prospect. View from the Lejeune Restaurant.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
St. Petersburg. Peter the Great Square.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Odessa. Richelieu Steps.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Kiev. Lavra Church.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Odessa. Public Library.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Nizhny Novgorod. View from the Kremlin rampart.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Alupka. Imperial Palace.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Helsinki. Monument to Alexander II.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection Unknown photographer.
Warsaw. Theatre.
1900-1910s.
Photochrom.
MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Moscow. Red Square. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Moscow. New Trading Rows. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Moscow. Tsar Bell. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. St. Petersburg. Nevsky Prospect. View from the Lejeune Restaurant. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. St. Petersburg. Peter the Great Square. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Odessa. Richelieu Steps. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Kiev. Lavra Church. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Odessa. Public Library. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Nizhny Novgorod. View from the Kremlin rampart. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Alupka. Imperial Palace. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Helsinki. Monument to Alexander II. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Unknown photographer. Warsaw. Theatre. 1900-1910s. Photochrom. MAMM/MDF collection

Moscow, 1.07.2015—14.09.2015

exhibition is over

Share with friends

Curators: Anna Zaitseva, Igor Volkov

Curators: Anna Zaitseva, Igor Volkov

Close

Video

For mass-media

‘Early Colour. Russian Empire...’ continues the series of large-scale MAMM projects devoted to early colour photography, some of which have already been exhibited at the Manege Central Exhibition Hall in Moscow (2008), at the Photography Museum in Amsterdam (2013) and Photographers’ Gallery in London (2014). The current exhibition presents new acquisitions in the MAMM collection — pictures produced using the ‘photochrome’ technique, one of the earliest means to create a coloured image. At the same time the exhibition continues the long-term project, ‘History of Russia in Photography’, that MAMM has been developing since 1997.

The desire to master colour dates from the very earliest stages of photography. Initially photographs were hand-tinted, but specialists were already conducting endless experiments with more complex and technological methods of colour reproduction. Hans Jakob Schmid (1856-1924) made a veritable breakthrough in this respect. Working for the Swiss firm Orell Füssli, he invented the ‘photochrome’ in the 1880s. This technique made way for entirely new possibilities in the mass manufacture and distribution of colour prints, and enabled commercial production. Before long the proprietors of Orell Füssliset up a subsidiary company, Photochrom Zürich, specifically to print photochromes. Their products bore the gold initials ‘P.Z’. This trademark can be seen on the majority of prints recently acquired by the MAMM collection and showcased in the exhibition.

A catalogue from the Detroit Photographic Company, who acquired a patent for the technology in the 1890s, describes the merits of the photochrome as follows: ‘This is the only successful means yet known of producing a photograph in the colours of nature directly and without the aid of hand colour work. The results combine the truthfulness of a photograph with the colour and richness of an oil painting or the delicate tinting of the most exquisite watercolour. The colours are absolutely permanent and attain the virility and strength of nature so often lacking in hand coloured work. The prices are no more than those of ordinary photographs. The inventors have spent thousands of dollars and years of study before reaching their present success.’

Photochromes are deceptively reminiscent of colour photographs, but magnification dispels this illusion: the visible pigment particles reveal a photomechanical method of printing the pictures, based on inks. The process for creating photochromes was laborious, requiring several lithographic stones (six to fifteen, on average) coated with a specific asphalt-based mixture and specially prepared, each for a different colour. Black-and-white negatives provided the basic material. The identity of the photographer was nearly always omitted, and we can only guess who took the shots that then became photochromes. As a graphic illustration of the technical process a rare preserved pair of images features in the exhibition, with the black-and-white original and the photochrome version. The picture is entitled ‘View of the Moscow Kremlin Towers from Vasilievsky Spusk [St. Basil’s Descent]’ by Pyotr Petrovich Pavlov (1860-c.1925), the famous photographer who kept a studio on Myasnitskaya Street and consistently recorded historical events and architectural views of Moscow from 1898 onwards.

Photochromes were in great demand from ordinary customers and proved a focus for amateur collection. As cards, striking large-format panoramas or average-sized prints on thin paper, they were pasted into albums or framed as wall decoration for bourgeois drawing rooms.

Around eighty photochromes with views of various towns and provinces of the Russian Empire from the late 19th to early 20th centuries are shown in the exhibition, depicting St. Petersburg and environs, Moscow, Warsaw, Reval (now Tallinn), Kiev, Odessa, Helsingfors (now Helsinki), Gurzuf, Tiflis and Crimea.

Early attempts to introduce colour to photographic reproduction may appear naïve to the contemporary observer whose visual experience came from colour photography. But these images are endowed with the indisputable and inimitable charm of times past, and also provide a valuable documentary record of Russian history.

General partner of the exhibition

Ahmad Tea


Official media partner

Afisha

Strategic information partner

Profile magazine

Information partners

1st Channel The Art Newspaper Russia Iskusstvo Magazine Russian pioner Foto-Video DI be in

RosPhoto Сlub.foto.ru Арт-Гид My Destination Moscow

The Vanderlust Photographer.ru Moscow in Your Pocket Сult.mos.ru

© Multimedia Complex of Actual Arts, Moscow

All rights reserved, 1997—2018. Credits

Ранний цвет. Российская империя. 1890-е – 1910-е годы. Новые поступления

Неизвестный автор.
Москва. Красная площадь.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Москва. Новые торговые ряды.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Москва. Царь-колокол.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Санкт-Петербург. Невский проспект. Вид из ресторана Лежен.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Санкт-Петербург. Площадь Петра Великого.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Одесса. Ришельевская лестница.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Киев. Лаврская церковь.
1900-1910.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Одесса. Публичная библиотека.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Нижний Новгород. Вид с Кремлевского вала.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Алупка. Императорский дворец.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Гельсингфорс. Памятник Александру II.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ Неизвестный автор.
Варшава. Театр.
1900-1910-е.
Фотохром.
Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Москва. Красная площадь. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Москва. Новые торговые ряды. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Москва. Царь-колокол. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Санкт-Петербург. Невский проспект. Вид из ресторана Лежен. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Санкт-Петербург. Площадь Петра Великого. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Одесса. Ришельевская лестница. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Киев. Лаврская церковь. 1900-1910. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Одесса. Публичная библиотека. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Нижний Новгород. Вид с Кремлевского вала. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Алупка. Императорский дворец. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Гельсингфорс. Памятник Александру II. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Варшава. Театр. 1900-1910-е. Фотохром. Собрание МАММ/МДФ

Москва, 1.VII.2015—14.IX.2015

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Кураторы: Анна Зайцева, Игорь Волков

Кураторы: Анна Зайцева, Игорь Волков

Свернуть

Видео

О выставке

«Ранний цвет. Российская империя...» продолжает серию масштабных проектов МАММ, посвященных раннему цвету в фотографии и уже показанных музеем в Москве (ЦВЗ «Манеж», 2008), Музее фотографии Амстердама (2013) и лондонской Photographers’ Gallery (2014). Настоящая выставка представляет новые поступления в собрание МАММ — фотографии, выполненные в технике «фотохром», одной из самых ранних техник получения цветного изображения. Одновременно выставка продолжает многолетний проект «История России в фотографии», над которым МАММ работает с 1997 года.

Фотография стремилась овладеть цветом с самых ранних этапов своего существования. Сначала фотографии раскрашивались вручную, но специалисты непрестанно экспериментировали и с более сложными и технологичными способами получения цвета. Настоящий прорыв в этой области совершил Ханс Якоб Шмидт (1856–1924). Он работал на швейцарскую фирму «Орелл Фюссли» (Orell Füssli), и именно он в 1880-е годы стал изобретателем «фотохрома». Эта техника открывала совершенно новые возможности для массового производства и распространения цветных отпечатков и позволяла поставить их изготовление на коммерческую основу. Вскоре владельцы «Орелл Фюсли» основали дочернюю компанию «Фотохром Цюрих» (Photochrom Zürich), специально для тиражного изготовления фотохромов. Ее продукция маркировалась золотистыми инициалами «P.Z». Именно этот знак стоит на большинстве отпечатков, недавно поступивших в собрание МАММ и вошедших в состав выставки.

Вот как описываются достоинства фотохрома в каталоге Детройтской фотографической компании, приобретшей патент на эту технологию в 1890-е годы: «Это единственный ныне известный способ создания фотографий в натуральных цветах без помощи ручной раскраски. Результаты сочетают в себе правдивость фотографии с богатством цвета масляной живописи или тонким колоритом самой изысканной акварели. Цвета стойки и постоянны и достигают той энергии и силы, которой так часто не хватает в раскрашенных от руки изображениях. Цены не выше, чем у обычных фотографий. Изобретатели техники потратили тысячи долларов и многие годы исследований, чтобы добиться настоящего успеха».

Фотохромы обманчиво напоминают цветные фотографии, но при большом увеличении этот обман рассеивается: становятся видны частицы пигмента и становится очевидным, что перед нами фотомеханический способ создания изображения, основанный на красках. Процесс создания фотохрома был трудоемким: требовалось несколько литографских камней (в среднем от шести до пятнадцати), покрытых специфическим составом на основе асфальта и специально обработанных — каждый для своего цвета. За основу брались черно-белые негативы. Их авторство почти никогда не указывалось, поэтому остается только гадать, кем были сделаны снимки, впоследствии превращенные в фотохромы. В качестве наглядной иллюстрации технологического процесса на выставке представлена редкая сохранившаяся пара: черно-белый исходник и фотохром, сделанный на его основе. Это — «Вид на башни Московского Кремля со стороны Васильевского спуска» Петра Петровича Павлова (1860 — ок. 1925), знаменитого русского фотографа, который держал ателье на Мясницкой улице и с 1898 года последовательно снимал исторические события и архитектурные виды Москвы.

Фотохромы пользовались огромным спросом у массового покупателя и быстро стали предметом любительского коллекционирования. Это были и открытки, и эффектные крупноформатные панорамы, и среднего размера отпечатки на тонкой бумаге, вклеивавшиеся в альбомы или обрамлявшиеся и украшавшие стены буржуазных гостиных.

На выставке представлены более ста фотохромов с видами разных городов и областей Российской империи конца XIX — начала ХХ веков — Санкт-Петербурга и пригородов, Москвы, Варшавы, Ревеля, Киева, Одессы, Гельсингфорса (ныне — Хельсинки), Гурзуфа, Тифлиса и Крыма.

Современному зрителю, чей визуальный опыт сформирован цветной цифровой фотографией, ранние попытки ввести цвет в фотоизображение могут показаться наивными. Но они обладают бесспорным, неподражаемым обаянием времени и вместе с тем являются ценным документом об истории нашей страны.

Генеральный партнер выставки

Ahmad Tea


Официальный медиапартнер

Афиша

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia Искусство. Издается с 1933 года Русский пионер Foto-Video Диалог Искусств be in

RosPhoto Сlub.foto.ru Арт-Гид My Destination Moscow

The Vanderlust Photographer.ru Moscow in Your Pocket Сult.mos.ru

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.