Николай Лаврентьев
Ретроспектива

Николай Лаврентьев.
Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива» Из серии «Ретроспектива»

Николай Лаврентьев. Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Из серии «Ретроспектива»

Москва, 26.III.2008—14.IV.2008

выставка завершилась

Галерея «А-3»

Староконюшенный пер., д. 39 (карта проезда)
время работы: 12:00 - 20:00, вход бесплатный.

Поделиться с друзьями

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Свернуть

О выставке

Николай Лаврентьев — художник книги. Но у каждого художника есть своя коллекция. Коллекция Лаврентьева — это фотопортреты поэтов, писателей, художников, критиков и искусствоведов, с которыми он встречался, книги которых оформлял как художник, чьи выступления слушал как зритель.

Закрыв глаза и отмечая ритм взмахом руки, читает заумные стихи поэт-футурист Алексей Крученых. Лукаво улыбается, придумывая очередную парадоксальную фразу Виктор Шкловский. Выступает Белла Ахмадулина. В занесенном снегом арбатском дворе на лавочке сидит Булат Окуджава. Академик Петр Капица в момент какого-то неофициального разговора в Институте физических проблем. Дмитрий Лихачев задумался о том, каким же станет Фонд культуры.

Все это лица интеллигенции ХХ века. Лица ушедшего века ...

Общее число фотопортретов, снятых Николаем Лаврентьевым за более чем полвека, — наверное около тысячи. Интересные люди почти каждый день приходили в издательство «Советский писатель», где он работал художественным редактором. Оформляя книги Михаила Матусовского или Арсения Тарковского, Евгения Винокурова или Бориса Слуцкого, он каждый раз старался оставить для себя память об этом человеке.

Есть портретисты, которые любят снимать «предсказуемые», художественно-постановочные портреты.

Фотографии Николая Лаврентьева — скорее импрессионистические.

Он предпочитает снимать «врасплох». Для него важно, чтобы человек не думал о том, что его снимают, не старался принять какую-то позу, был как можно естественнее. Иногда для этого нужно просто разговорить человека. Это удается, если фотограф снимает свои модели дома, в мастерской, на улице, в привычной обстановке. И тогда удается поймать «момент» истинного отражения души, подлинное состояние, а не официальную маску. Люди на фотографиях обращаются к человеку с фотоаппаратом, мы становимся свидетелями их беседы. Мы становимся свидетелями раздумий.

Лучше всего говорит об этом сам автор снимков. В 1960-е годы он начал вести своеобразный дневник своих походов на съемку. Позже — вспоминал о том, как когда-то начал снимать, кто были его первые модели — Николай Асеев, Илья Эренбург, Лев Кассиль — известные литераторы начала 20 века. Среди портретов, выполненных в конце 20 века — кинорежиссер Эльдар Рязанов, писатель Даниил Гранин, фотограф Хельмут Ньютон.

Каждая фотография на этой выставке имеет свою историю и для человека, который на ней запечатлен, и для фотографа. Валентин Катаев, которого все знают как автора «Белеет парус одинокий», в 1960-е написал совершенно другие книги — в жанре свободной автобиографической прозы. На дачу к нему повезли показывать оформление новых книг. И в этот момент выбора обложки — раздается щелчок затвора. Остается снимок, остается память о событии.

Константин Симонов дома перебирает деловые письма, а в памяти все еще стоит событие того дня — похороны Михаила Светлова. Главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский снят в драматический момент. Из книги его статей о литературе убирают материал о Солженицыне. Композитор Георгий Свиридов исправляет на репетиции партитуру оратории «Кому на Руси жить хорошо».

Фотопортреты Николая Лаврентьева неоднократно показывались на выставках. Его персональная фотовыставка 1988 года в Доме литераторов «Опыты лирического портрета» включала более ста работ. Он участвует в выставках московских художников книги не только оформлением обложек, но и фотопортретами мастеров книжного искусства. Отдельный фрагмент Фотобиеннале 2002 года был посвящен русской фотографии 1960-х годов и портретам деятелей культуры той поры, большая часть снимков была выполнена Николаем Лаврентьевым.

Лаврентьев Николай Сергеевич

Родился в 1921 г. в г. Москве. Учился в энергетическом, затем в библиотечном институте. В 1948 окончил Московский полиграфический институт. С 1946 — работает в издательствах как художественный редактор и художник книги (журнал «Клуб и художественная самодеятельность», издательство «Советский писатель»). Разрабатывал шрифты, занимался фотомонтажом. Оформил более 200 различных изданий. С 1957 года фотографирует писателей, поэтов, ученых, художников.

Заслуженный работник культуры РСФСР. Член Союза художников и Союза журналистов.

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.