Novokuznetsk Photo School: Nikolai Bakharev, Vladimir Vorobyov, Vladimir Sokolaev

Vladimir Sokolaev.
‘Happiness’. Obnorsky Street.
Novokuznetsk.
1 May 1983 Vladimir Vorobyov.
Helicopter with ‘Pravda’.
Novokuznetsk.
1982 Nikolai Bakharev.
From the ‘Relationship’ cycle.
Novokuznetsk.
1988-1993.
MAMM/MDF collection Nikolai Bakharev.
From the ‘Relationship’ cycle.
Novokuznetsk.
1988-1993.
MAMM/MDF collection Vladimir Vorobyov.
Overhead view. Meat trading row at Central Market.
Novokuznetsk.
1981 Vladimir Vorobyov.
Dismantling an entranceway canopy.
Mezhdurechensk.
1981 Vladimir Sokolaev.
Garage made by laundry in a Nevsky Prospekt courtyard.
Leningrad.
24 June 1982 Vladimir Vorobyov.
Young father with friend outside Maternity Hospital No.1.
Novokuznetsk.
1981 Vladimir Sokolaev.
Donor’s Day at Kuznetsk Metallurgical Combine
Novokuznetsk.
16 September 1981 Vladimir Sokolaev.
Ambulance. Trying to save a suicide at Pokryshkina street.
Novokuznetsk.
May 1978

Vladimir Sokolaev. ‘Happiness’. Obnorsky Street. Novokuznetsk. 1 May 1983

Vladimir Vorobyov. Helicopter with ‘Pravda’. Novokuznetsk. 1982

Nikolai Bakharev. From the ‘Relationship’ cycle. Novokuznetsk. 1988-1993. MAMM/MDF collection

Nikolai Bakharev. From the ‘Relationship’ cycle. Novokuznetsk. 1988-1993. MAMM/MDF collection

Vladimir Vorobyov. Overhead view. Meat trading row at Central Market. Novokuznetsk. 1981

Vladimir Vorobyov. Dismantling an entranceway canopy. Mezhdurechensk. 1981

Vladimir Sokolaev. Garage made by laundry in a Nevsky Prospekt courtyard. Leningrad. 24 June 1982

Vladimir Vorobyov. Young father with friend outside Maternity Hospital No.1. Novokuznetsk. 1981

Vladimir Sokolaev. Donor’s Day at Kuznetsk Metallurgical Combine Novokuznetsk. 16 September 1981

Vladimir Sokolaev. Ambulance. Trying to save a suicide at Pokryshkina street. Novokuznetsk. May 1978

Yekaterinburg, 15.VII.2016—23.X.2016

exhibition is over

Yeltsin–Center


yeltsin.ru

Share with friends

Curators: Olga Sviblova, Anna Zaitseva

Curators: Olga Sviblova, Anna Zaitseva

Close

Exhibition shedule

  • 11.III.2016—9.V.2016

    Moscow

    Multimedia Art Museum

  • 15.VII.2016—23.X.2016

    Yekaterinburg

    Yeltsin–Center

Video

For mass-media

This exhibition continues a series of MAMM projects devoted to the history of Russian photography and the history of Russia in photography. Although united by the umbrella term ‘school’, it represents Novokuznetsk photographers whose aims were diametrically opposed, both in terms of worldview and aesthetics.

Nikolai Bakharev is one of the most important and enigmatic figures in Russian photography of the late 20th century. A provincial custom-portrait photographer, from the early 1990s he became an acclaimed artist in Russia and abroad. His work is featured in group and solo exhibitions, as well as museum and private collections; his images were included in the main programme of the 55th Venice Biennale, and at the Rencontres Internationales de la Photographie d’Arles in 2013.

Born in the village of Mikhailovka in the Altai region in 1946, Nikolai Bakharev lost his parents at an early age and grew up in a children’s home. He began his working life at the Kuznetsk Metallurgical Combine (KMC), where Vorobyov and Sokolaev worked as staff photographers from the 1970s to early 1980s. In 1970, at the age of 24, Bakharev was employed as a professional photographer in a service centre, and the ‘custom photography’ format became the determining individual aesthetic for him. Images made to order had to satisfy the customer, so Bakharev carefully arranged the composition and poses, capturing his subjects at moments of happiness and maximum self-expression.

The ‘Relationship’ cycle was photographed on Novokuznetsk beaches in the late 1980s to early 1990s, when the customary Soviet way of life fell apart and photographers were obliged to seek clients on an individual basis. In particular they worked on beaches, taking souvenir snaps for vacationers. Bakharev’s photographs, at first sight the usual ‘beach shots’, have become classics of Russian photography, the portrait of a historical era at the moment of disintegration. As holidaymakers cast off their clothes they also abandoned the social determinacy of Soviet citizens who were raised to live as cogs in a system that neutralised individuality, including gender differences, to the utmost degree. These undressed people posing for a street photographer spontaneously show their desire for togetherness. Naturally enough, the majority are group portraits.

Bakharev’s artistic technique requires the photographer to be aesthetically distanced from his subject yet fully engaged in creating the composition. This tactic was wholly atypical for Soviet photography of that period. It could be said that Bakharev photographs his subjects in the aesthetics of naïve art or art brut, reducing to the minimum his authorial intrusion, which remains offstage appears only at the moment of staging, of setting the mechanisms for self-presentation by his characters.

With regard to outlook and aesthetic position Vladimir Sokolaev and Vladimir Vorobyov were opposed to the very idea of ‘custom photography’ and even worked as staff photographers at a major Soviet metallurgical plant, a classified facility — the Kuznetsk Metallurgical Combine. They show an affinity to photographic developments that originated among amateur enthusiasts spurred by Khrushchev’s Thaw of the late 1950s to early 1960s. Here the individuality and inner world of a particular subject are the primary focus, and this trend was apposite to the canons of Socialist Realism that unified individuals to the point of social generality — the Soviet people.

In 1978 Vorobyov, Sokolaev and Alexander Trofimov formed the TRIVA association for creative photography, which was officially registered two years later and became the first creative group of photographers registered in the USSR.

Back in the 1960s the Ministry of Black Metallurgy issued a decree for the organisation of film and photo studios at all major plants to record ideologically sound, high-quality materials about the production process. One of these studios, KMC-Film, appeared at the Kuznetsk Metallurgical Combine. This mighty film and photo centre that provided all the essential lighting and shooting equipment, reactants and photographic paper became a base for the TRIVA group’s activities. Group participants took photographs on the site of this massive classified plant to which other photographers were usually denied access. They were the first group to hold street exhibitions, on factory information stands in the city. During their one year of existence the group participated in 19 exhibitions, some of them abroad.

However, one year after their registration the group was disbanded by a resolution of the CPSU Kemerovo Oblast Committee, ‘for distributing ideologically harmful photographs’. This was the official reaction when the photographers attempted to send images to Amsterdam, to the World Press Photo Contest. In 1982 all the TRIVA participants were dismissed from the combine, but Sokolaev and Vorobyov soon formed a photo laboratory at another enterprise and continued to work jointly. In the words of Sokolaev, ‘once deprived of the factory, we took our Leicas and went out on the streets of our native city’.

The TRIVA members had their own concept of photography, gradually and uncompromisingly developed, therefore we may refer to these photographers as a school. There was complete absence of the staged composition that dominated official Soviet photographic art. They also practised strict non-interference in the event under documentation, rejected artificially created ‘artist embellishment’ and printed full-frame images. Vladimir Sokolaev describes the principles and interests of the group as follows: ‘The theory of photography was very seriously examined, its origins as reportage (...). Use of the regular 50 mm lenses became a determining factor, since they produced photography that retained a perspective customary for the human eye, with the sense of a ‘window on events.’ The method of immersion in an event became the basic photographic technique. To emphasise the all-encompassing nature of the document we began printing the whole negative, including the perforations. After a while we omitted the perforations in our prints, it seemed too ‘arty’, but we still print the full negative, to this day...’

After dismissal from the combine, the photographers no longer had access to official exhibitions and their work was kept ‘for the desk drawer’. The majority of photographs that can be viewed today in MAMM were once only accessible to a narrow amicable coterie of photographers, by means of apartment exhibitions and samizdat photo albums. Theoretical interpretation and critical reactions to their photography were also limited to a close circle: when in Moscow the photographers met with Alexander Slyusarev, Valery Shchekoldin, Vladimir Semin and Yuri Rybchinsky.

Today, thirty years later, the TRIVA photographers have gained the recognition they deserve. In 2013 a large-scale exhibition entitled ‘TRIVA Manifesto of the Proletariat’ was compiled by the Siberian Centre for Contemporary Art and shown in Tomsk, Krasnoyarsk, St. Petersburg, Novosibirsk and Kemerovo.

With the exhibition ‘Novokuznetsk School of Photography’ MAMM continues to bridge gaps in the history of Russian photography. Vladimir Sokolaev has for many years actively preserved, systematised and described the creative legacy of the TRIVA group, and the Museum is indebted to him for assistance in preparing this exhibition.

General information partner

ELLE

General radio partners

Chocolate Radio Business FM


Strategic information partners

Profile magazine Gazeta.ru


Information partners

1st Channel The Art Newspaper Russia bfm.ru BURO 24/7 RosPhoto The Vanderlust Russian pioner

Iskusstvo Magazine DI Сlub.foto.ru ArtTube Сult.mos.ru


Official guide of the "Photobiennale 2016"

ART GUIDE

© Multimedia Complex of Actual Arts, Moscow

All rights reserved, 1997—2018. Credits

RussianEnglish

Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев

Владимир Соколаев.
«Счастье». Улица Обнорского.
Новокузнецк.
1 мая 1983 Владимир Воробьев.
Вертолет с «Правдой».
Новокузнецк.
1982 Николай Бахарев.
Из цикла «Отношение».
Новокузнецк.
1988-1993.
Собрание МАММ/МДФ Николай Бахарев.
Из цикла «Отношение».
Новокузнецк.
1988-1993.
Собрание МАММ/МДФ Владимир Воробьев.
Взгляд поверх головы. Мясной ряд на Центральном рынке.
Новокузнецк.
1981 Владимир Воробьев.
Демонтаж подъездного козырька.
Междуреченск.
1981 Владимир Соколаев.
Гараж из белья во дворе на Невском проспекте.
Ленинград.
24 июня 1982 Владимир Воробьев.
Молодой отец с приятелем у роддома №1.
Новокузнецк.
1981 Владимир Соколаев.
День донора на Кузнецком металлургическом комбинате.
Новокузнецк.
16 сентября 1981 Владимир Соколаев.
Скорая помощь. Попытка спасения самоубийцы на улице Покрышкина. Новокузнецк.
Май 1978

Владимир Соколаев. «Счастье». Улица Обнорского. Новокузнецк. 1 мая 1983

Владимир Воробьев. Вертолет с «Правдой». Новокузнецк. 1982

Николай Бахарев. Из цикла «Отношение». Новокузнецк. 1988-1993. Собрание МАММ/МДФ

Николай Бахарев. Из цикла «Отношение». Новокузнецк. 1988-1993. Собрание МАММ/МДФ

Владимир Воробьев. Взгляд поверх головы. Мясной ряд на Центральном рынке. Новокузнецк. 1981

Владимир Воробьев. Демонтаж подъездного козырька. Междуреченск. 1981

Владимир Соколаев. Гараж из белья во дворе на Невском проспекте. Ленинград. 24 июня 1982

Владимир Воробьев. Молодой отец с приятелем у роддома №1. Новокузнецк. 1981

Владимир Соколаев. День донора на Кузнецком металлургическом комбинате. Новокузнецк. 16 сентября 1981

Владимир Соколаев. Скорая помощь. Попытка спасения самоубийцы на улице Покрышкина. Новокузнецк. Май 1978

Москва, 11.III—9.V.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева

Свернуть

Видео

О выставке

Выставка продолжает серию проектов МАММ, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии. Под объединяющим грифом «школа» она представляет новокузнецких фотографов, полярных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам.

Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века. Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных в России и за рубежом художников. Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в основной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.

Николай Бахарев, родившийся в деревне Михайловка Алтайского края в 1946 году, рано потерявший родителей и выросший в детском доме, начал свою трудовую деятельность на Кузнецком металлургическом комбинате — том самом КМК, где в 1970-х — начале 1980-х годов работают штатными фотографами Воробьев и Соколаев. В 24 года, в 1970 году, Бахарев становится профессиональным фотографом в службе быта, и формат «съемки на заказ» оказывается определяющим для его индивидуальной эстетики. Фотографии на заказ должны были нравиться клиенту. Поэтому Бахарев тщательно выстраивает композицию, позы, ловит моменты счастья и предельного самовыражения своих героев.

Цикл «Отношение» снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х — начале 1990-х — когда рушился весь уклад привычной советской жизни, и фотографы вынуждены были искать заказчиков самостоятельно. В частности, они работали на пляжах, делая для отдыхающих снимки на память. Казалось бы обычные «пляжные» фотографии Бахарева стали классикой российской фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома. Люди скидывали одежду на отдыхе и вместе с ней — социальную детерминированность советского человека, который воспитывался и жил как винтик системы, максимально нивелировавшей любые индивидуальные различия, в том числе гендерные. Раздетые и позирующие уличному фотографу люди спонтанно проявляли тягу к совместности. Наверное, неслучайно большинство портретов — групповые.

Творческий метод Бахарева состоит в эстетической дистанцированности от объекта съемки при полной включенности в момент создания композиции. Эта тактика была абсолютно нетипична для советской фотографии того времени. Можно сказать, что Бахарев снимает своих героев в эстетике наивного искусства или art brut, предельно нивелируя свое авторское вторжение, которое остается за кулисами и проявляется только в момент постановки, запускавшей механизмы самопрезентации персонажей.

Владимир Соколаев и Владимир Воробьев по своим мировоззренческим и эстетическим установкам оппонировали самому понятию «съемки на заказ», даже работая штатными фотографами на крупнейшем металлургическом предприятии СССР, режимном объекте — Кузнецком металлургическом комбинате. Им близка та линия развития фотографии, которая брала свое начало в движении фотолюбительства, появившемся на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Здесь в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, и эта линия противостояла канонам социалистического реализма, унифицировавшего конкретных людей до социальной общности — советского народа.

В 1978 году Воробьев, Соколаев и Александр Трофимов создают творческое фотографическое объединение «ТРИВА», которое два года спустя получает официальную регистрацию и становится первой в СССР зарегистрированной творческой группой фотографов.

Еще в 1960-е годы Министерство черной металлургии выпустило распоряжение об организации на всех крупных заводах кино- и фотостудий — для съемки идеологически выдержанных и качественных материалов о производстве. Такая студия появилась и на КМК — «КМК-фильм». Именно она и стала производственной базой группы «ТРИВА» — мощный кинофотокомбинат, обеспеченный всем необходимым осветительным и съемочным оборудованием, реактивами, фотобумагой. Участники группы снимали на территории огромного режимного завода, в который другим фотографам практически не было доступа. Группа первая стала устраивать уличные выставки — на заводских стендах в городе. За год существования приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных.

Но уже через год после регистрации, по решению Кемеровского обкома КПСС, группа была расформирована «за распространение идеологически вредных фотографий». Такова была реакция властей на попытку фотографов отправить свои снимки в Амстердам на конкурс World Press Photo. В 1982 году все участники «ТРИВА» были уволены с комбината, но Соколаев и Воробьев вскоре создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили работать вместе. По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с „Лейками“ на улицы родного города».

У фотографов «ТРИВА» была своя, последовательно и строго реализуемая, концепция фотографии, которая позволяет говорить об этих фотографах как о школе. Полное отсутствие постановочности, которая доминировала в официальном советском фотоискусстве. Строгое невмешательство в документируемое событие, отказ от искусственно созданной «художественности», печать полного кадра. Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа (...) Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение „окна в событие“. Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от печати с перфорацией отказались — слишком „художественно“, — а печать с полного негатива сохранили до сих пор...»

После увольнения с комбината фотографам закрывается доступ на официальные выставки и начинается работа «в стол». Большинство фотографий, которые сегодня можно увидеть в МАММ, когда-то были доступны только узкому, дружескому кругу фотографов — на квартирных выставках и в самиздатовских фотоальбомах. Теоретическое осмысление фотографии, критика происходила тоже в узком кругу: бывая в Москве, фотографы общались с Александром Слюсаревым, Валерием Щеколдиным, Владимиром Семиным, Юрием Рыбчинским.

Сегодня, тридцать лет спустя, к фотографам «ТРИВА» возвращается заслуженное признание. В 2013 году масштабную выставку «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» подготовил Сибирский центр современного искусства. Она была показана в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Кемерово.

Выставкой «Новокузнецкая школа фотографии» МАММ продолжает ликвидировать пробелы в истории российской фотографии. Музей выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке выставки Владимиру Соколаеву, который на протяжении многих лет занимается сохранением, систематизацией и описанием творческого наследия группы «ТРИВА».

Генеральный информационный партнер

ELLE

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM


Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia bfm.ru BURO 24/7 RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Сlub.foto.ru ArtTube Сult.mos.ru


Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2016»

Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016. О проекте