Ogoniok. Life as a holiday

Yakov Ryumkin.
Happy New Year, Comrades! 
1954.
Ogoniok archive Mikhail Savin.
Polisher at the Lyudinovo Diesel Locomotive Plant and delegate to the 26th Congress of the Communist Party of the Soviet Union Gennady Petrukhin with his son Alexander. Kaluga region.
1981.
Ogoniok archive Yakov Ryumkin.
A bumper wheat harvest in the Novo-Alexandrovsk district of Stavropol region. Collective farm worker Anastasia Nikolaevna "hugs" the grain.
1951.
Ogoniok archive Yakov Ryumkin.
Cosmonaut Yuri Gagarin at home with his wife, Valentina.
1962.
Ogoniok archive Dmitry Baltermants.
Young Leninists Alyosha Pilyaev and Igor Usakov. Moscow.
1961.
Ogoniok archive Mikhail Savin.
Review by young actors of the Yanka Kupala Belorussian Drama Theatre. Minsk.
1953.
Ogoniok archive Nikolai Drachinsky.
The high-altitude skating rink in Alma-Ata. Spectators.
1955.
Ogoniok archive

Yakov Ryumkin. Happy New Year, Comrades! 1954. Ogoniok archive

Mikhail Savin. Polisher at the Lyudinovo Diesel Locomotive Plant and delegate to the 26th Congress of the Communist Party of the Soviet Union Gennady Petrukhin with his son Alexander. Kaluga region. 1981. Ogoniok archive

Yakov Ryumkin. A bumper wheat harvest in the Novo-Alexandrovsk district of Stavropol region. Collective farm worker Anastasia Nikolaevna "hugs" the grain. 1951. Ogoniok archive

Yakov Ryumkin. Cosmonaut Yuri Gagarin at home with his wife, Valentina. 1962. Ogoniok archive

Dmitry Baltermants. Young Leninists Alyosha Pilyaev and Igor Usakov. Moscow. 1961. Ogoniok archive

Mikhail Savin. Review by young actors of the Yanka Kupala Belorussian Drama Theatre. Minsk. 1953. Ogoniok archive

Nikolai Drachinsky. The high-altitude skating rink in Alma-Ata. Spectators. 1955. Ogoniok archive

Moscow, 18.XII.2014—15.II.2015

exhibition is over

Share with friends

Idea: Olga Sviblova, Viktor Loshak
Curators: Anna Zaytseva, Olga Tsipenyuk

Marking 115 years of the magazine

Idea: Olga Sviblova, Viktor Loshak
Curators: Anna Zaytseva, Olga Tsipenyuk

Marking 115 years of the magazine

Close

Video

Opening day photos

For mass-media

The exhibition «Life as a holiday» consists of archive photographs from Ogoniok magazine dating from the 1930s to the 1970s.

Ogoniok was an illustrated magazine from its foundation in 1899. It was the television of the pre-television age, around which the whole family gathered. After a break in publication during the years of the revolution, Ogoniok relaunched in 1923 and by 1925 had a print run of 500,000.

At this time there was a real boom in photography. It became a powerful visual weapon for the young Soviet state. The best Soviet photographers worked with Ogoniok, including Arkady Shaikhet, Eleazar Langman, Emmanuil Evzerikhin, Vsevolod Tarasevich, Isaak Tunkel, Mikhail Savin, Eduard Ettinger, Galina Sanko, Dmitry Debabov, Semyon Fridlyand, Lev Borodulin, Lev Sherstennikov and, of course, Dmitry Baltermants. He began to work at Ogoniok in 1946 and then, from 1965 to 1990, was head of the magazine’s photography department.

The work of this glittering photographic galaxy is the basis of the exhibition «Life as a holiday», which marks 115 years since the magazine’s foundation.

The tradition of photography in Ogoniok was largely formed by the history and ideology of the country. Photography is the mirror of the age, but the amalgam of that mirror changes with the times and is defined by them. From the 1930s photography, like all other art forms, was obliged to observe the tenets of socialist realism. Photography was not to depict life «as it is». It was much more important to show «how things should be». In photography textbooks of that time attention was focused on the rules of staging, on directing seemingly objective reporting. Each posed photograph became a political expression, simultaneously both a product and a tool of ideological work. Using their great talent photographers constructed an image of the happiest person in the happiest country on earth. The triumphs of collective labour in the fields, in the factories and on building sites, pictures of the new daily life, scenes of carefree childhood and well-deserved leisure — Ogoniok’s photographs breathe a holiday atmosphere or its anticipation. Together they produce a mythological pattern of collective happiness. Ogoniok’s visual canon took its definitive form in the mid-1950s, at the peak of the publication’s fame as an illustrated magazine. In the «thaw» of the 1960s, individualised happiness started to appear through the shroud of the collective holiday. Facial expressions, poses, subjects and tone changed. With the arrival of the stagnation years of the 1970s holiday ceased to be the main theme of Soviet photography. For this reason photographs from these two decades do not dominate the exhibition but demonstrate the aesthetics and the ideological direction of the previous epoch.

The works of Soviet photographers featured in the exhibition both charm and, with the passing of the years, force one to think about our past, present and future. Today Ogoniok is part of the new media space. Reality looks out of its pages at us, and there is a place for more than holiday. One thing remains unchanged — Ogoniok’s place in the life of this huge country and in the history of Russian photojournalism.

The first edition of Ogoniok was issued on 9 (21) December 1899 as an illustrated literary and artistic supplement to the St Petersburg newspaper «Birzhevye vedomosti». In 1902 Ogoniok became a separate magazine.

Printing ceased during the years of the revolution. In 1923 a number of Moscow journalists, writers and publishers united around Mikhail Koltsov, one of the most notable journalists of the revolutionary epoch, to resurrect Ogoniok and «create a Soviet magazine with the old name». By 1925 the print run was half a million.

For many years Ogoniok was the favourite magazine of whole generations. Its articles were discussed and retold, issues were carefully preserved. The country changed, as did circumstances and people, and so too did Ogoniok, but it remained familiar face for a huge circle of readers.

The Ogoniok style was formed definitively in the 1950s. Each edition had a portrait on the cover, poetry or a detective story and a crossword but the main thing were the photographs. The centre fold, a trademark Ogoniok insert, familiarised its readers with masterpieces of world culture and with Soviet painting, forming the aesthetic taste of millions of people.

The legendary «Biblioteka» literary supplement was a vital source of reading material. Viktor Shklovsky’s reporting, Ilf and Petrov’s stories, Evgeny Evtushenko’s poems and Vladimir Soloukhin’s essays were an integral part of the magazine’s image. The supplement is still published today.

In the period of perestroika Ogoniok’s reporting became a school of democracy. The magazine was famous world-wide. Articles like Yuri Karyakin’s «The Zhdanov liquid», the open letter by prosecutors Gdlyan and Ivanov and Artem Borovik’s reporting on the American army were symbols of the new epoch.

The magazine’s traditions were handed down by a galaxy of leading journalists who were its editors in chief: Mikhail Koltsov, Evgeny Petrov, Aleksei Surkov, Anatoly Safronov, Vitaly Korotich, Lev Gushchin, Vladimir Chernov, Viktor Loshak and Sergei Agafonov.

Since 2009 Ogoniok has been published by Kommersant Publishing House in the familiar large format with numerous photographs. The new Ogoniok for a new country remains a favourite magazine, preserving the traditions of professionalism and high-quality journalism which have been part of Ogoniok since the beginning.

Kommersant. Publishing house Ogoniok. 115 years

© Multimedia Complex of Actual Arts, Moscow

All rights reserved, 1997—2018. Credits

Дорогие друзья! Обращаем ваше внимание: начиная с июля 2016, днем бесплатного посещения в МАММ становится каждый третий вторник месяца, вместо воскресенья. Будем рады видеть вас!

RussianEnglish

Огонек. Жизнь как праздник

Яков Рюмкин.
«С новым годом, товарищи!» (обложка).
1954.
Из архива журнала «Огонек» Михаил Савин.
Шлифовщик Людиновского тепловозостроительного завода, делегат XXVIсъезда КПСС Геннадий Николаевич Петрухин со своим сыном Александром. Калужская область.
1981.
Из архива журнала «Огонек» Яков Рюмкин.
Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна «обнимает» зерно.
1951.
Из архива журнала «Огонек» Яков Рюмкин.
Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной.
1962.
Из архива журнала «Огонек» Дмитрий Бальтерманц.
Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва.
1961.
Из архива журнала «Огонек» Михаил Савин.
Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск
1953.
Из архива журнала «Огонек» Николай Драчинский.
Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители.
1955.
Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин. «С новым годом, товарищи!» (обложка). 1954. Из архива журнала «Огонек»

Михаил Савин. Шлифовщик Людиновского тепловозостроительного завода, делегат XXVIсъезда КПСС Геннадий Николаевич Петрухин со своим сыном Александром. Калужская область. 1981. Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин. Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна «обнимает» зерно. 1951. Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной. 1962. Из архива журнала «Огонек»

Дмитрий Бальтерманц. Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва. 1961. Из архива журнала «Огонек»

Михаил Савин. Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск 1953. Из архива журнала «Огонек»

Николай Драчинский. Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители. 1955. Из архива журнала «Огонек»

Москва, 18.XII.2014—15.II.2015

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Авторы идеи: Ольга Свиблова, Виктор Лошак
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Ципенюк

Выставка «Жизнь как праздник» представляет фотографии из архива журнала «Огонек» начала 1930-х — 1970-х годов.

Авторы идеи: Ольга Свиблова, Виктор Лошак
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Ципенюк

Выставка «Жизнь как праздник» представляет фотографии из архива журнала «Огонек» начала 1930-х — 1970-х годов.

Свернуть

Видео

Фото с вернисажа

О выставке

С момента своего создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 году уже выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием молодой советской власти. Для «Огонька», работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в «Огоньке» в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял его фотоотдел.

Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу выставки «Жизнь как праздник», приуроченной к 115-летию журнала.

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть». В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры казалось бы объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране. Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформляется к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры. Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.

Первый номер «Огонька» вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к петербургской газете «Биржевые ведомости. С 1902 года «Огонек» стал отдельным журналом.

В революционные годы выпуск «Огонька» прекратился. В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издателей объединились вокруг Михаила Кольцова, — одного из самых ярких журналистов революционной эпохи, — чтобы восстановить «Огонек» и «со старым названием поставить советский журнал». Уже в 1925 году его тираж достиг полумиллиона экземпляров.

Долгие годы «Огонек» был любимым журналом целых поколений — его статьи обсуждались и пересказывались, подшивки бережно сохранялись. Менялась страна, менялись обстоятельства и люди, менялся сам «Огонек», — но всегда оставался «своим» для огромного круга читателей.

В 50-х годах прошлого века окончательно оформились черты огоньковского стиля: в каждом номере — портрет на обложке, рассказ, стихи или детектив с продолжением, в конце — кроссворд, и главное — фоторепортажи и яркие снимки. Центральный разворот — «фирменная» огоньковская вкладка, — знакомила с шедеврами мировой культуры и с официальной советской живописью, формируя «эстетику миллионов».

Литературное приложение к «Огоньку», знаменитая «Библиотечка», была важнейшим источником чтения. Репортажи Виктора Шкловского, рассказы Ильфа и Петрова, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина неотделимы от образа журнала. Сегодня выпуск «Библиотеки „Огонька“» продолжается.

В эпоху перестройки публицистика «Огонька» становится школой демократии. Теперь журнал знаменит не только в стране, но и в мире. Такие материалы как «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи Артема Боровика из американской армии останутся яркими знаками новой эпохи.

Лучшие традиции журнала бережно передавала из рук в руки плеяда его главных редакторов — выдающихся отечественных журналистов: Михаил Кольцов, Евгений Петров, Алексей Сурков, Анатолий Сафронов, Виталий Коротич, Лев Гущин, Владимир Чернов, Виктор Лошак, Сергей Агафонов.

С 2009 г. журнал «Огонек» входит в Издательский дом «Коммерсантъ» и выпускается в привычном для читателя большом формате, с увеличенным количеством фотографий. Новый «Огонек» для новой страны остается любимым изданием, хранящим традиции профессионализма и высокого журналистского стиля, неизменные для «Огонька» во все времена.

Коммерсантъ. Издательский дом Ogoniok. 115 years

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016.