Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941

Ямадзоэ Сабуро.
Ямадзоэ Сабуро (в центре) с охотниками Сидором Власовичем Кожиным (слева) и Анисимом Ивановичем Калугиным. Слева Павлик Калугин.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Соломонида Кустова (Солонька) несёт воду с речки.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Анисим Иванович Калугин показывает пойманных тигрят жене Елене Исаевне и дочери Ирине. 
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Ксенофонт Петрович Бодунов с сыном Федей гнут полозья для саней. 
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Марья Ануфриева с сыном Федей.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Братанники (двоюродные братья). Петя (слева) и Ефим Гуськовы. 
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Игра. «Партия» на «партию»
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Сотрудники Института освоения земли беседуют с Василием Тимофеевичем Селетковым. Рядом его сын Миша.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Лапта. Подаёт мяч Агапея Селеткова, бьёт Вера Малахова.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Аксинья Поносова несёт решето для просеивания семян.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Боронят. «“Погоныч” Лена Ануфриева на коне Бурке, вдали её отец Яков Константинович с конём Сивкой.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Марфа Калугина нянчит племянницу Иринушку. 
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Под любимой сопкой.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Романовское кладбище. Агафья Феопентовна Калугина (слева) и Ирина Бодунова у могилы Елисея Калугина.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева Ямадзоэ Сабуро.
Романовка. Общий вид со стороны крепости.
Село Романовка, Маньчжурия.
1938–1941 годы.
Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Ямадзоэ Сабуро (в центре) с охотниками Сидором Власовичем Кожиным (слева) и Анисимом Ивановичем Калугиным. Слева Павлик Калугин. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Соломонида Кустова (Солонька) несёт воду с речки. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Анисим Иванович Калугин показывает пойманных тигрят жене Елене Исаевне и дочери Ирине. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Ксенофонт Петрович Бодунов с сыном Федей гнут полозья для саней. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Марья Ануфриева с сыном Федей. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Братанники (двоюродные братья). Петя (слева) и Ефим Гуськовы. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Игра. «Партия» на «партию» Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Сотрудники Института освоения земли беседуют с Василием Тимофеевичем Селетковым. Рядом его сын Миша. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Лапта. Подаёт мяч Агапея Селеткова, бьёт Вера Малахова. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Аксинья Поносова несёт решето для просеивания семян. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Боронят. «“Погоныч” Лена Ануфриева на коне Бурке, вдали её отец Яков Константинович с конём Сивкой. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Марфа Калугина нянчит племянницу Иринушку. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Под любимой сопкой. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Романовское кладбище. Агафья Феопентовна Калугина (слева) и Ирина Бодунова у могилы Елисея Калугина. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Ямадзоэ Сабуро. Романовка. Общий вид со стороны крепости. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы. Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева

Москва, 21.12.2012—27.01.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Выставка знакомит с уникальной коллекцией фотографий из Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева и приурочена к выходу книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940‑х годов». Издание подготовлено в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина в 2012 году.

Подробнее

Выставка знакомит с уникальной коллекцией фотографий из Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева и приурочена к выходу книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940‑х годов». Издание подготовлено в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина в 2012 году.

На снимках — русское старообрядческое село Романовка, возникшее посреди Маньчжурии, неподалёку от линии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) между городами Харбин и Муданьдзян. Крестьяне-староверы, бежавшие в начале 1930‑х годов из советского Приморья от коллективизации и репрессий, дали ему имя в память о российской императорской фамилии и зажили, твёрдо храня устои веры и надеясь, что теперь судьба дала им шанс на спокойную и достойную жизнь. Буквально за три года Романовка, основанная в 1936‑м, стала процветающим селом

Свернуть

 

О выставке

Сделаны эти снимки японским учёным-биохимиком Ямадзоэ Сабуро (1908–2007). В 1930‑х — начале 1940‑х годов исследователи из токийского Института освоения территорий, сотрудником которого являлся Ямадзоэ Сабуро, изучали опыт успешного выживания русских в новых для них маньчжурских условиях. Для японцев это было жизненно важно, так как они планировали массово переселять своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го. Уклад жизни романовцев изучался и затем описывался в специальных изданиях для колонистов. Можно только догадываться, насколько сильным эмоциональным опытом стало для профессора Ямадзоэ общение с русскими старообрядцами, однако более 60 лет он хранил не только воспоминания, но и сделанные во время экспедиции непрофессиональные, но очень выразительные фотографии села Романовка и его обитателей.

Ямадзоэ Сабуро бывал в Романовке неоднократно, проводил там довольно много времени и стал свидетелем самых разных событий здешней повседневной жизни; судя по всему, он хорошо знал её жителей и они тоже привыкли к нему — в фотографиях нет напряжённого позирования моделей. Взгляд учёного, который должен был в первую очередь изучать особенности рациона питания жителей Романовки, в свою очередь, не страдает документальной беспристрастностью и научной сухостью: запечатлённый им быт и портреты крестьян поэтичны, исполнены явной симпатии и неподдельного интереса к героям снимков.

Колонизаторские намерения и высокая техническая оснащённость исследователей сыграли положительную роль: японские учёные и фотографы (кроме Ямадзоэ Сабуро, Романовку в те же годы неоднократно посещали и профессиональные фотомастера) оставили единственный в мире фотодокумент традиционного уклада жизни староверов, которые всегда неохотно впускали в свою жизнь чужих — этому научила вся их предшествующая 300‑летняя история. Для всех, кто занимается исследованием истории старообрядчества, это без преувеличения бесценный материал.

Впечатляющей была и дальнейшая судьба этих снимков: при содействии другого японского профессора, знаменитого слависта Накамура Ёсикадзу, переведшего на японский «Слово о полку Игореве», в середине 2000‑х годов фотографии были переданы во Владивосток, в Приморский государственный объединённый музей имени В. К. Арсеньева. Сотрудники музея Вера Кобко и Нина Керчелаева в течение нескольких лет разыскивали изображённых на этих фотографиях людей в Хабаровском крае, в США и Австралии и сумели определить всех, кто там запечатлён, даже младенцев в люльках. В США помощь им оказали Тамара и Ричард Моррисы, также занимающиеся исследованиями русского старообрядчества. Таким образом, исторический документ превратился в рассказ о судьбах конкретных людей, некоторые из которых живы и теперь.

В ходе этих экспедиций сотрудниками музея были записаны многочисленные воспоминания, воссоздающие картину жизни села, история которого прервалась в 1945‑м, когда после прихода в Маньчжурию советских войск бо́льшая часть глав семейств была арестована и отправлена в лагеря. Постепенно к середине 1950‑х Романовка, находившаяся в то время уже на территории Китайской Народной Республики, опустела — кто‑то последовал за арестованными отцами, мужьями и братьями в СССР, кто‑то оказался в Южной Америке, в Австралии, в США...

Эти воспоминания комментируют представленные на выставке фотографии. Кроме того, в экспозиции демонстрируются подлинные вещи жителей села, разделившие со своими обладателями все тяготы почти вековых скитаний: сундук, костюмы, чётки-лéстовки и т. п. Соединение фотографических портретов с подлинными «голосами», комментирующими снимки, и предметами даёт удивительный эффект присутствия, и Романовка «проявляется» из прошлого, словно на фотографическом негативе.

Выставка приурочена к выходу книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940‑х годов, из собрания Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке». Издание подготовлено в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина в 2012 году. Помимо фотографий Ямадзоэ Сабуро, в издание включены работы профессиональных японских фотографов, посещавших Романовку и публиковавших снимки в фотоальбомах 1940‑х — середины 1970‑х годов (всего более 230 фотографий, сопровождаемых обширными комментариями-воспоминаниями). В книгу также вошли материалы по истории старообрядчества, подготовленные ведущими специалистами в этой области, позволяющие лучше представить и оценить место Романовки в глобальном историко-культурном контексте.

Во время работы выставки можно будет посмотреть документальный фильм о старообрядцах Приморья «В поисках рая» (режиссёр И. Бахтина), а также послушать лекции о московском старообрядчестве.

В кинозале МАММ показывают фильм Ирины Бахтиной «В поисках рая».
Вот уже три года, как в затерянную в тайге деревню Приморского края из Южной Америки переехала многочисленная семья старовера Федора Килина. Возвращение в Россию полвека спустя для них стало не просто географическим перемещением через океан на родину. Это оказался сложный, а порой и мучительный процесс воссоединения с землей, современной культурой страны, людьми, ее населяющими, государством.


Лекции

22 декабря в 15:00
Старообрядческий посёлок Романовка глазами японских учёных. (Ёсикадзу Накамура).

12 января в 15:00
Старообрядческий писатель Ананий Клеонович Килин: коллекционирование жизненных явлений от Сибири до Кубани. (Елена Александровна Агеева).

13 января в 15:00
Старообрядцы Рогожского кладбища: купцы, попечители, храмоздатели и благотворители. (Елена Михайловна Юхименко).

19 января в 15:00
Староверы Сибири: подвижники и мученики. (Леонид Александрович Ситников).

20 января в 15:00
Почему и зачем лингвисты изучают язык старообрядцев. (Ольга Геннадьевна Ровнова).

В сотрудничестве с

Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева
 

При поддержке

Благотворительный фонд В. Потанина

В рамках Программы "Первая публикация"

Первая публикация

Информационные партнеры выставки

Радио России Радио Культура Арт Хроника 13.03.12 The Art Newspaper Russia Диалог Искусств 27.06.2012 Музеи России
Музей Справочник руководителя учреждения культуры


Генеральный информационный партнер музея

TimeOut

Информационные партнеры музея

Первый канал Коммерсант FM Winzavod art review Foto-Video be in Москва 24 Foto.ru Арт-Гид