Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Старая Москва. 1850-1920

Старая Москва. 1850-1920

Неизвестный автор. Кремль. Вид на храм Христа Спасителя через
решетку у Оружейной палаты. 1880-е годы. Из собрания Государственного исторического музея Е.П. Гусев.
Типы грибного рынка. Бараночники. 1913. Из собрания Государственного исторического музея М.П. Волков. Половодье в Замоскворечье. 1895. Из собрания Государственного исторического музея

Неизвестный автор. Кремль. Вид на храм Христа Спасителя через решетку у Оружейной палаты. 1880-е годы. Из собрания Государственного исторического музея

Е.П. Гусев. Типы грибного рынка. Бараночники. 1913. Из собрания Государственного исторического музея

М.П. Волков. Половодье в Замоскворечье. 1895. Из собрания Государственного исторического музея

Москва, 23.04.1997—30.05.1997

выставка завершилась

МГВЗ «Новый Манеж»

Георгиевский пер., д.3 (карта проезда)
время работы: 12:00 - 21:00, выходной день - понедельник.
Телефон: +7 (495) 692-44-59

Поделиться с друзьями

Правительство Москвы
Комитет по культуре Москвы
Московский Дом фотографии, Государственный исторический музей

Творческая группа — С. Артамонова, М. Рогозина, Т. Сабурова, И. Семакова, Н. Скорнякова

Подробнее

Правительство Москвы
Комитет по культуре Москвы
Московский Дом фотографии, Государственный исторический музей

Творческая группа — С. Артамонова, М. Рогозина, Т. Сабурова, И. Семакова, Н. Скорнякова

Из собраний Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, коллекции М.И. Голосовского

Свернуть

О выставке

Желание запечатлеть на снимке Москву, с которой в XIX столетии связывали представление об исконно русском городе, возникло сразу же после изобретения светописи. Не ограничивая поле своей деятельности портретной съемкой в стенах павильона, фиксируя виды, типы и события, фотографы последовательно создавали доку-ментальную летопись старой столицы. В русском фотографическом наследии сохранились удивительные произведения, поражающие законченностью композиционного решения и искусным исполнительским мастерством.
К бесспорным творческим удачам относятся работы 1860-х годов, выполненные в ателье «Русская фотография», возглавляемом купцом и меценатом Н. М. Аласиным и в «Фотографическом ателье Шерера и Набгольца, бывшем А. Бергнера в Москве». На снимках воссозданы живописные панорамы города, его неповторимые архитектурные памятники — Красные и Триумфальные ворота, Покровский собор, Большой театр и другие. 1870–1880-е годы были ознаменованы созданием фундаментального фотографического труда, авторами которого стали мастера фирмы «Шерер, Набгольц и К», принадлежавшей в те годы А. И. Мею и М. А. Шиндлеру. По заказу и на средства промышленника Н. А. Найденова они осуществили съемку, а затем издали снимки в технике фототипии в виде альбомов: «Соборы, монастыри и церкви», «Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений», «Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений» и два выпуска «Приложений». Высоко оценивая труд фотографов и инициативу Найденова, современники отмечали, что вряд ли какому-либо другому городу мира посвящено такое количество ценнейших фотодокументов. В 1890–1910-е годы наблюдался подлинный фотографический бум, связанный со стремительно меняющимся архитектурным обликом Москвы и желанием сохранить зримую память о ее национальном своеобразии. В 1909 году Императорское Московское археологическое общество и его комиссия по изучению старой Москвы обратились к фотографам с призывом принять участие в создании коллекции снимков города. Откликнулись многие мастера, и среди них И. Ф. Барщевский, А. А. Иванов-Терентьев, А. А. Губарев, Н. Н. Ушаков, К. Н. Солодовников, П. П. Павлов.
В 1911 году Русское Фотографическое общество провело второй конкурс им. В. В. Баркова, на котором представлялись снимки архитектурных памятников Москвы по программе Археологического общества. В 1913 году им же была предпринята попытка провести один из малых конкурсов «Московская улица и ее жизнь», а в следующем году — «Ушедшая и уходящая Москва». 29 участников представили 250 работ и 8 альбомов с изображением видов города, типов жителей, сцен городской жизни. Успех конкурса «Ушедшая и уходящая Москва» побудил Русское Фотографическое общество объявить о проведении осенью того же года еще одного — «Уходящая и новая Москва», но помешало начало Первой мировой войны. «Без летописи — нет истории, и фотографы не выполнят своего общественного долга, если не дадут фотографической летописи Москвы», — эти слова, опубликованные на страницах журнала «Вестник фотографии», стали девизом фотографов 1900 — 1910-х годов. «Московская тема» была излюбленной для многих фото- графов-любителей. A. C. Мазурин, Е. П. Гусев, Е. Мелодиев, И. Лукьянский с проникновенным лиризмом запечатлели облик старой столицы.
Развитие фотографической техники позволило фотографам освещать события городской жизни — военные парады и смотры, религиозные праздники, коронационные торжества, открытие выставок, музеев, памятников. Многие работы известных авторов и фирм появлялись в периодической печати. Широкое распространение получили выполняемые по заказу тематические альбомы и серии, посвященные деятельности заводов и фабрик, учебных и медицинских учреждений, библиотек, музеев, театров, магазинов, освещающие все стороны жизни Москвы и москвичей.
В 1920-е годы Русское Фотографическое общество в содружестве с Обществом изучения Московской губернии и ее секцией «Старая Москва» в последний раз возобновили систематические съемки столицы и ее окрестностей. Особенно ярко проявили себя в это время фотографы-пиктореалисты — Ю. П. Еремин, П. В. Клепиков, В. И. Улитин. Стремясь передать прежде всего чувства и настроения, они создали удивительно тонкие лирические произведения, запечатлев дыхание уходящей старой Москвы.

Т. Сабурова

И. Семакова