Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Пино Пинелли - Материя. Фрагмент. Тень

Пино Пинелли
Материя. Фрагмент. Тень

Москва, 21.09.2016—5.11.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

С 21 сентября по 23 октября в МАММ – Мультимедиа Арт Музее, Москва проходит первая в России персональная выставка Пино Пинелли, известного итальянского художника, крупнейшего представителя «аналитической живописи»

С 21 сентября по 23 октября в МАММ – Мультимедиа Арт Музее, Москва проходит первая в России персональная выставка Пино Пинелли, известного итальянского художника, крупнейшего представителя «аналитической живописи»

Свернуть

О выставке

Выставка «Материя. Фрагмент. Тень», подготовленная кураторами Ольгой Свибловой, директором МАММ, и Франческой Пини проходит при поддержке Итальянского института культуры в Москве, в сотрудничестве с Архивом Пино Пинелли, галереями «Claudio Poleschi Arte» (Лукка) и «Dep Art» (Милан). На выставке представлены девять наиболее значимых произведений сицилийского художника, преимущественно 1970-х — 1990-х годов, дающих полное представление о его стиле.

«Это — первая из серии выставок, запланированных Итальянским институтом культуры в Москве и призванных познакомить московскую публику со смелыми художественными экспериментами послевоенной Италии», — говорит директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда. Художественное руководство этим амбициозным проектом осуществляет Пьеро Машитти.

В 1970-е годы в Италии зарождается настоящая стилистическая революция. Художники сталкиваются с ограниченностью картины, понимаемой как совокупность холста и рамы: одни — например, Боналуми и Кастеллани, выходят за плоскость картины, другие, как Лучо Фонтана, решаются нарушить цельность ее поверхности.

Пино Пинелли (род. в 1938) начинал свой путь как художник, работающий с классическим инструментарием. В 1963 году он переезжает в Милан (где живет и работает по сей день): его привлекают оживленные дискуссии, в которых участвуют такие мастера, как Лучо Фонтана, Пьеро Манцони, Энрико Кастеллани. В начале 1970-х годов он создает серии «Монохромы» и «Топологии» и становится лидером направления, получившего название «аналитическая живопись» (термин Филиберто Менны). В 1976 году, почувствовав дух эпохи, он приходит к «рассеиванию» живописного произведения — именно так традиционно описывается прием Пинелли. Он начинает работать в меньших форматах, располагая холсты совсем рядом друг с другом, — словно это крупное полотно, которое разлетелось в пространстве. При этом стена теряет свой нейтральный статус, становясь одним из главных персонажей, способным принять на себя элементы чистых тонов, то в виде складок и морщин, то в форме сгустков, то строгих линейных форм, то фракталами и независимо, собранные, как правило, по слегка изогнутой траектории, будто имитируя жест сеятеля.

Фрагментация картины — симптом отчаяния, которое испытывает европейский художник перед лицом истории, осознавая, как много уже было сделано до него: единственный выход — не столько «заниматься» живописью, сколько «размышлять» о ней. Итальянский художник не может следовать тем же путем, что американский, который изо дня в день пишет свою собственную историю. Художнику, живущему в стране Пьеро делла Франческа и Мазаччо и ощущающего на себе груз истории искусства, остается лишь имитировать живопись, придавая ей новые смыслы.

Работы Пинелли — это беспокойные живописные тела, которые, колышутся, движутся в пространстве большими и малыми группами. В них ощущается тревожная незавершенность и тягучесть. Они тактильны, они физически источают вибрации света и транслируют эмоции через открытые, яркие цвета.

К выставке приурочен выход трехъязычного каталога (итальянский, английский, русский), подготовленного издательством «Silvana editoriale». В него вошли тексты кураторов, статья искусствоведа Марко Менегуццо и подборка рецензий на творчество художника с 1970-х годов до наших дней.

При участии

Istituto Italiano di Cultura di Mosca

При поддержке

ЮниКредит Банк


Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Сlub.foto.ru ArtTube Арт-Гид