RussianEnglish

Евгений Халдей
Ретроспектива. К 100-летию со дня рождения

Товарищеский футбольный матч советских и английских летчиков. Заполярье. 1942 Матросы загорают на палубе крейсера «Молотов». Севастополь. 1944 Обед в детском саду на берегу моря. Севастополь. 1944 «Зачем война?» слепой с поводырем. Берлин. 1945 Потсдамская конференция. Июль. 1945 Головные уборы участников Потсдамской конференции. Июль. 1945 Солдаты бросают гитлеровские штандарты. Парад Победы. Москва. 24 июня 1945 Танцы в Доме культуры. Ленинград. 1945 Священник Ломакин на фоне Исаакиевского Собора. Ленинград. 1945 Знамя Победы над Рейхстагом. Берлин. 1945 Военные преступники на Нюрнбергском процессе. Нюрнберг. 1946 Сосед Вовка. Утро Москвы. 1956

Товарищеский футбольный матч советских и английских летчиков. Заполярье. 1942

Матросы загорают на палубе крейсера «Молотов». Севастополь. 1944

Обед в детском саду на берегу моря. Севастополь. 1944

«Зачем война?» слепой с поводырем. Берлин. 1945

Потсдамская конференция. Июль. 1945

Головные уборы участников Потсдамской конференции. Июль. 1945

Солдаты бросают гитлеровские штандарты. Парад Победы. Москва. 24 июня 1945

Танцы в Доме культуры. Ленинград. 1945

Священник Ломакин на фоне Исаакиевского Собора. Ленинград. 1945

Знамя Победы над Рейхстагом. Берлин. 1945

Военные преступники на Нюрнбергском процессе. Нюрнберг. 1946

Сосед Вовка. Утро Москвы. 1956

Москва, 6.IV—11.VI.2017

до окончания выставки — 19 дней

Поделиться с друзьями

Куратор: Сергей Бурасовский

Куратор: Сергей Бурасовский

Свернуть

О выставке

В рамках Х Международной московской биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет первую масштабную ретроспективу классика российской фотографии, выдающегося советского фотожурналиста — Евгения Халдея, приуроченную к 100-летию со дня его рождения. Впервые музей «Московский Дом фотографии» показал персональную выставку Евгения Халдея 20 лет назад, в 1997 году, с тех пор МАММ обязательно включает работы Халдея из своего собрания в экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне, среди которых: «1418 дней» (2005), «Военным фотографам посвящается. Территория Победы» (2015) и др., выставочные проекты, над которыми музей с 1997 года работает в рамках программы «История России в фотографии. Фотолетопись России», а также в сборные выставки классиков русской фотографии, которые МАММ на протяжении многих лет показывает в России и за рубежом. Фотографии Евгения Халдея известны каждому. Прежде всего, это созданный в мае 1945 года снимок «Знамя над Рейхстагом», ставший настоящим символом Победы, а также знаменитая фотография «Первый день войны», снятая в Москве 22 июня 1941 года. Фотографии Халдея, выполненные в период с 1941 по 1946 годы, запечатлевшие войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, стали классикой военного фоторепортажа, обошли весь мир и часто приводятся в качестве иллюстраций в огромном количестве учебников и энциклопедий. Эти снимки, конечно, вошли в экспозицию, однако в этот раз, МАММ делает акцент на послевоенном периоде творчества Евгения Халдея, времени, связанном с его работой в газетах «Правда» и «Советская культура». На выставке будут показаны уникальные фотографии из собрания МАММ, многие из которых зрители увидят впервые. Евгений Халдей родился в 1916 году на Украине в городке шахтёров и металлургов Юзовке, в это время на западных окраинах российской империи бушевала война. Спустя два года во время еврейского погрома была убита его мать, сумевшая закрыть маленького Женю своим телом, он получил пулевое ранение, но остался жив. Заботу о нём взяла на себя бабушка, у которой он так и остался на воспитании. В доме строго соблюдали еврейские традиции, ходили в синагогу, так что в относительно либеральные годы НЭПа Халдей получил довольно консервативное религиозное воспитание. В это время в Юзовке работало фотоателье братьев Клейманов, сосед Халдеев был их компаньоном, любознательный мальчик помогал ему промывать готовые отпечатки. Тогда же Женя смастерил свою первую камеру: две картонные коробки входили одна в другую, а объективом служила линза от бабушкиных очков. С соседского балкона мальчик снял на стеклянную пластинку городскую церковь, проявил под кроватью кассету, и отпечатал снимок на дневной фотобумаге. Вскоре церковь взорвали. Сделанный снимок остался одним из немногих свидетельств о ней. В 1930-м году Евгений Халдей окончил 4 класса школы и, прибавив себе год, поступил на завод. По фотографическому займу с рассрочкой на год приобрёл настоящий фотоаппарат «Фотокор-1», и стал много снимать. Фото газгольдера с рабочим на первом плане увидел редактор заводской многотиражки и предложил подростку сотрудничать: разносить по цехам газету, заодно фотографировать передовиков. В 1933-м году Халдей был приглашён в вечернюю газету «Сталинский рабочий», а затем в одну из лучших украинских газет «Социалистический Донбасс», тогда же он начал посылать снимки в Союзфото — главное фотоагентство СССР. И произошло маленькое чудо, Халдея вызвали на курсы повышения квалификации (тогда все учились, один из популярных фотоочерков того времени так и назывался — «Страна учится»). В агентстве его снимки понравились, и двадцатилетнего фотографа взяли в штат. В первую серьёзную командировку Фотохроника ТАСС направила Халдея в Якутию летом 1937 года. Дальше командировки следовали одна за другой: в Западную Украину и Белоруссию, к лесорубам Карелии, на военные манёвры под командованием маршала Тимошенко. Искусство фотографии Халдей изучал самостоятельно — учился по лучшим снимкам в журналах «СССР на стройке» и «Огонёк», внимательно наблюдал, как работают более опытные коллеги. Рано утром 22 июня 1941 г. он вернулся из очередной поездки и его тут же вызвали в редакцию; там он узнал, что началась война. Через час Халдей сделал свой первый военный снимок: около репродуктора столпились взволнованные москвичи — передавали сообщение о вероломном нападении фашистской Германии. С этого началась его фотолетопись войны, которую он вёл от первого дня до последнего, когда снимал Знамя Победы над рейхстагом. За четыре года войны Халдей стал мастером, способным одним снимком рассказать целую историю. Его часто спрашивали, как он сделал ту или иную фотографию, Халдей недоумевал: «Как сделал? Сердцем и душой» и добавлял: «Всегда стремился снимать так, чтобы людям было интересно смотреть сегодня, завтра и послезавтра». Халдей утверждал, что до войны и во время неё он не сталкивался с проявлениями антисемитизма. Однако в 1948 году началась всесоюзная компания по борьбе с космополитизмом, и Евгений Халдей попал под сокращение из Фотохроники ТАСС. Два года он сидел без работы, перебиваясь случайными заработками, а потом устроился в профсоюзный журнал «Клуб», где снимал различные культурные события и художественную самодеятельность. В 60-е годы, во время хрущёвской оттепели у него, наконец, появилась интересная работа в ВОКСе — Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей. Кроме того Халдей начал работать в «Правде» — он разыскивал бывших фронтовиков, героев своих снимков, и снимал их снова, продолжая вести фотолетопись войны. В 70-е годы он начал сотрудничать с «Советской культурой». Он много ездил по стране, устраивал выставки о войне, выступал перед фотолюбителями, делился опытом и продолжал снимать и печатать работы из своего огромного архива, охватывающего более полувека советской истории. Из восьмидесяти лет жизни (Евгений Халдей умер в 1997 году) 65 были посвящены фотографии. По снимкам Халдея можно изучать историю страны, которой уже нет на карте мира. Во время празднования пятидесятилетия Победы над нацизмом газеты и журналы всего мира печатали знаменитые военные кадры Евгения Халдея, а в Берлине и Вене вышли книги его фотографий. С огромным успехом прошли персональные выставки Халдея в Европе и США. В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею особым указом французского президента был присвоен титул «Рыцаря ордена искусств и литературы».

Корпоративный попечитель МАММ

Норникель

Генеральный информационный партнер

ELLE

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.