Русский космос
Франциско Инфанте, Константин Батынков, Иван Михайлов, Павел Пепперштейн, Илья и Эмилия Кабаковы

Константин Батынков

Константин Батынков

Турин, 16.XII.2011—26.II.2012

выставка завершилась

Кастелло ди Риволи

(карта проезда)

Поделиться с друзьями

Куратор: Ольга Свиблова

Научный консультант: Олеся Туркина


Куратор: Ольга Свиблова

Научный консультант: Олеся Туркина


Свернуть

Фото с вернисажа

О выставке

Проект «Русский космос» соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, а также ученых, таких как Константин Циолковский, с работами российских художников, начиная с эпохи «хрущевской оттепели» до сегодняшнего дня.

Выставочный проект «Русский космос» организован в рамках Года итальянского языка и итальянской культуры в России и русского языка и российской культуры в Италии и приурочен к 50-летнему юбилею полета первого человека в космос. Он является попыткой анализа связи идей космизма, заложенных русскими философами, учеными, писателями и художниками в начале ХХ века, и российского современного искусства.

Огромная географическая территория, тяжелые для жизни климатические условия и исконно присущие русскому народу мечтательность и религиозная вера в грядущий рай, невзирая на реальные условия обитания, заложили в России философские предпосылки идей космизма и мечты о покорении космического пространства. Родоначальником идей космизма стал религиозный философ Николай Федоров (1829-1903). В основе его теории лежал тезис о совместном научном и практическом труде все обитателей Земли во имя физического воскрешения ушедших предков, а также о дальнейшем распространении воскрешенного и ныне живущего человечества в космическом пространстве. Продолжателем философских идей Федорова стал его ученик – великий русский ученый Константин Циолковский (1857-1935), заложивший научный базис грядущей эры космонавтики, одновременно разрабатывавший идею о лучистом преображении людей, которое дало бы им возможность получить бессмертие и обрести бесконечные возможности путешествия в космическом пространстве.

Идеи будущего извечно доминировали в России над понятием настоящего. В начале 20 века они оказались источником вдохновения для писателей и художников русского авангарда - поэта Велимира Хлебникова, художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, Владимира Стерлигова, Николая Суэтина, Василия Чекрыгина и других. Так, например, Василий Чекрыгин в 1922 году создает специальный цикл «Воскрешение», посвященный идеям Федорова. Эстетика русского авангарда в целом была попыткой визуального воплощения идей движения к прекрасному будущему, связанному не столько с преобразованием реальности, сколько с освоением бесконечного космического пространства. Технологическим воплощением этих утопий стали разработки русского конструктора Сергея Королева (1906/1907—1966), благодаря которому в СССР впервые в мире был осуществлен запуск космического спутника и первый в мире запуск человека в космос. Новая советская власть после Октябрьской революции 1917 года сначала активно поддерживала и русский авангард, и науку, вдохновленную идеями преобразования будущего. Однако наступление тоталитаризма уже в 1930-х гг. привело к конфронтации авангардных идей и тоталитарной идеологической системы. Художники русского авангарда оказались ненужными в эпоху директивно насаждаемого социалистического реализма, а ученые, в том числе Королев, были подвержены сталинским репрессиям. Послевоенный Советский Союз, выигравший войну, но отстающий от технологически развивающегося мира, стремится к реваншу, и в этот момент после-сталинский Советский Союз, вернув репрессированных ученых к занятиям наукой, возрождает идею покорения космического пространства, которое становится не только технологическим, но и идеологическим мифом. В 1957 году этот миф становится реальностью – в СССР происходит запуск первого космического спутника. В 1961 году и Советский Союз, и весь мир был потрясен новостью о запуске первого человека в космос.

Проект «Русский космос» соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, а также ученых, таких как Константин Циолковский, с работами российских художников, начиная с эпохи «хрущевской оттепели» (с 1956 г.) до сегодняшнего дня. Серия Франциска Инфанте «Проект реконструкции звездного неба» (1965-1967) показывает новый уровень рефлексии послевоенным поколением художников идей русского авангарда, от которых они были отрезаны запретом на русский авангард внутри Советского Союза. С одной стороны, используется пластическая система русского авангарда, с другой – ревизии подвергается сама идея переустройства мира, даже в связи с Проектом его тотального улучшения. Это пост-тоталитарная рефлексия поколения, совпавшего с хрущевской критикой сталинских тоталитарных идей. В результате работа Франциско Инфанте – это дуализм романтического и иронического отношения к супрематистским идеям художников-предшественников начала 20 века.

Космизм был единственным из всех советских мифов, активно насаждавшихся в Советском Союзе с середины 1920-х гг., который до сих пор не утратил своей энергетики. Именно этот миф с его героическим началом позволял формировать героические идеалы нескольким поколениям советских детей. Так, например, на протяжении нескольких десятилетий игровые площадки в советских дворах обустраивались ракетами и другими атрибутами космической проблематики, стимулировавшими детскую мечту – стать космонавтом. Молодой фотограф Иван Михайлов зафиксировал эти романтические мечты в серии «Детская площадка. 2010». Галактические дыры становятся темой рисунков одного из лидеров российского современного искусства Павла Пепперштейна - серия «Космические дыры» (2011). Гуру международного и российского современного искусства Илья и Эмилия Кабаковы создают свой вариант космической мифологии – серию «Центр космической энергии» (2003). Эта работа кажется прямым диалогом с рисунками Константина Циолковского, «Альбом космических путешествий» (1933), выполненными к культовому фильму «Космический рейс» (1935), который стал одним из источников вдохновения не только для советских людей, но и для Кубрика, и для Лукаса. Эти рисунки Циолковского, также как и выполненный им макет дирижабля и труба «для слушания музыки сфер» в маленьком доме под Калугой, где великий ученый прожил всю свою жизнь, впервые демонстрируются широкой публике. Работы Константина Батынкова из серии «Космос» (2011) продолжают диалог с идеями Федорова об обустройстве человеческих поселений в космосе.

Миф о космосе выжил и в эпоху тотальной демифологизации советских мифов, которая происходит во время горбачевской перестройки в конце 1980х гг. Именно этот миф становится источником вдохновения для новых художников из Санкт-Петербурга – Тимура Новикова, группы «АССА» (Тимур Новиков, Георгий Острецов, Иван Сотников, Олег Котельников), а также для Андрея Крысанова, Ильи Китупа, Игоря Веричева (группа «Новые композиторы»), Дмитрия Гутова и других. После краха Советского Союза в 1991 году космический миф выдерживает испытания. Этот миф в иронической или романтической интерпретации продолжает развиваться и сегодня в работах Сергея Шутова, группы «Синие носы», Марго Трушиной и других.

Сегодня в эпоху тотальной демифологизации миф о космосе по-прежнему является источником витальной энергии и дает надежду на выход из глобального кризиса, в котором сегодня оказался наш мир.

В сотрудничестве с

Новатэк Тройка Диалог
 

При поддержке

Новатэк Тройка Диалог

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.