Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей закрыт в связи с проведением ремонтных работ
и переоборудованием экспозиционных залов. Приносим свои извинения.
Все образовательные программы, запланированные на этот период, будут проводиться по расписанию.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Русский космос
Франциско Инфанте, Константин Батынков, Иван Михайлов, Павел Пепперштейн, Илья и Эмилия Кабаковы

Константин Батынков

Константин Батынков

Турин, 16.12.2011—26.02.2012

выставка завершилась

Кастелло ди Риволи

(карта проезда)

Поделиться с друзьями

Куратор: Ольга Свиблова

Научный консультант: Олеся Туркина


Куратор: Ольга Свиблова

Научный консультант: Олеся Туркина


Свернуть

Фото с вернисажа

О выставке

Проект «Русский космос» соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, а также ученых, таких как Константин Циолковский, с работами российских художников, начиная с эпохи «хрущевской оттепели» до сегодняшнего дня.

Выставочный проект «Русский космос» организован в рамках Года итальянского языка и итальянской культуры в России и русского языка и российской культуры в Италии и приурочен к 50-летнему юбилею полета первого человека в космос. Он является попыткой анализа связи идей космизма, заложенных русскими философами, учеными, писателями и художниками в начале ХХ века, и российского современного искусства.

Огромная географическая территория, тяжелые для жизни климатические условия и исконно присущие русскому народу мечтательность и религиозная вера в грядущий рай, невзирая на реальные условия обитания, заложили в России философские предпосылки идей космизма и мечты о покорении космического пространства. Родоначальником идей космизма стал религиозный философ Николай Федоров (1829-1903). В основе его теории лежал тезис о совместном научном и практическом труде все обитателей Земли во имя физического воскрешения ушедших предков, а также о дальнейшем распространении воскрешенного и ныне живущего человечества в космическом пространстве. Продолжателем философских идей Федорова стал его ученик – великий русский ученый Константин Циолковский (1857-1935), заложивший научный базис грядущей эры космонавтики, одновременно разрабатывавший идею о лучистом преображении людей, которое дало бы им возможность получить бессмертие и обрести бесконечные возможности путешествия в космическом пространстве.

Идеи будущего извечно доминировали в России над понятием настоящего. В начале 20 века они оказались источником вдохновения для писателей и художников русского авангарда - поэта Велимира Хлебникова, художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, Владимира Стерлигова, Николая Суэтина, Василия Чекрыгина и других. Так, например, Василий Чекрыгин в 1922 году создает специальный цикл «Воскрешение», посвященный идеям Федорова. Эстетика русского авангарда в целом была попыткой визуального воплощения идей движения к прекрасному будущему, связанному не столько с преобразованием реальности, сколько с освоением бесконечного космического пространства. Технологическим воплощением этих утопий стали разработки русского конструктора Сергея Королева (1906/1907—1966), благодаря которому в СССР впервые в мире был осуществлен запуск космического спутника и первый в мире запуск человека в космос. Новая советская власть после Октябрьской революции 1917 года сначала активно поддерживала и русский авангард, и науку, вдохновленную идеями преобразования будущего. Однако наступление тоталитаризма уже в 1930-х гг. привело к конфронтации авангардных идей и тоталитарной идеологической системы. Художники русского авангарда оказались ненужными в эпоху директивно насаждаемого социалистического реализма, а ученые, в том числе Королев, были подвержены сталинским репрессиям. Послевоенный Советский Союз, выигравший войну, но отстающий от технологически развивающегося мира, стремится к реваншу, и в этот момент после-сталинский Советский Союз, вернув репрессированных ученых к занятиям наукой, возрождает идею покорения космического пространства, которое становится не только технологическим, но и идеологическим мифом. В 1957 году этот миф становится реальностью – в СССР происходит запуск первого космического спутника. В 1961 году и Советский Союз, и весь мир был потрясен новостью о запуске первого человека в космос.

Проект «Русский космос» соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, а также ученых, таких как Константин Циолковский, с работами российских художников, начиная с эпохи «хрущевской оттепели» (с 1956 г.) до сегодняшнего дня. Серия Франциска Инфанте «Проект реконструкции звездного неба» (1965-1967) показывает новый уровень рефлексии послевоенным поколением художников идей русского авангарда, от которых они были отрезаны запретом на русский авангард внутри Советского Союза. С одной стороны, используется пластическая система русского авангарда, с другой – ревизии подвергается сама идея переустройства мира, даже в связи с Проектом его тотального улучшения. Это пост-тоталитарная рефлексия поколения, совпавшего с хрущевской критикой сталинских тоталитарных идей. В результате работа Франциско Инфанте – это дуализм романтического и иронического отношения к супрематистским идеям художников-предшественников начала 20 века.

Космизм был единственным из всех советских мифов, активно насаждавшихся в Советском Союзе с середины 1920-х гг., который до сих пор не утратил своей энергетики. Именно этот миф с его героическим началом позволял формировать героические идеалы нескольким поколениям советских детей. Так, например, на протяжении нескольких десятилетий игровые площадки в советских дворах обустраивались ракетами и другими атрибутами космической проблематики, стимулировавшими детскую мечту – стать космонавтом. Молодой фотограф Иван Михайлов зафиксировал эти романтические мечты в серии «Детская площадка. 2010». Галактические дыры становятся темой рисунков одного из лидеров российского современного искусства Павла Пепперштейна - серия «Космические дыры» (2011). Гуру международного и российского современного искусства Илья и Эмилия Кабаковы создают свой вариант космической мифологии – серию «Центр космической энергии» (2003). Эта работа кажется прямым диалогом с рисунками Константина Циолковского, «Альбом космических путешествий» (1933), выполненными к культовому фильму «Космический рейс» (1935), который стал одним из источников вдохновения не только для советских людей, но и для Кубрика, и для Лукаса. Эти рисунки Циолковского, также как и выполненный им макет дирижабля и труба «для слушания музыки сфер» в маленьком доме под Калугой, где великий ученый прожил всю свою жизнь, впервые демонстрируются широкой публике. Работы Константина Батынкова из серии «Космос» (2011) продолжают диалог с идеями Федорова об обустройстве человеческих поселений в космосе.

Миф о космосе выжил и в эпоху тотальной демифологизации советских мифов, которая происходит во время горбачевской перестройки в конце 1980х гг. Именно этот миф становится источником вдохновения для новых художников из Санкт-Петербурга – Тимура Новикова, группы «АССА» (Тимур Новиков, Георгий Острецов, Иван Сотников, Олег Котельников), а также для Андрея Крысанова, Ильи Китупа, Игоря Веричева (группа «Новые композиторы»), Дмитрия Гутова и других. После краха Советского Союза в 1991 году космический миф выдерживает испытания. Этот миф в иронической или романтической интерпретации продолжает развиваться и сегодня в работах Сергея Шутова, группы «Синие носы», Марго Трушиной и других.

Сегодня в эпоху тотальной демифологизации миф о космосе по-прежнему является источником витальной энергии и дает надежду на выход из глобального кризиса, в котором сегодня оказался наш мир.

В сотрудничестве с

Новатэк Тройка Диалог
 

При поддержке

Новатэк Тройка Диалог