Александр Сокуров
Русский ковчег

Москва, 7.III.2012—18.III.2012

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Проект представлен продюсерами Андреем Дерябиным (Россия) и Йенсом Мойрером (Германия) по случаю десятилетия выхода фильма в свет

Одна из тем «Фотобиеннале 2012» — Фотографии кино — исследует не только конкретные сюжеты, когда режиссеры брали в руки камеры, а фотографы увлекались кино, но поднимает более общий вопрос о взаимодействии двух видов искусства, и в случае с «Русским ковчегом» речь идет о возможности пребывания кино в современном музее.

Подробнее

Проект представлен продюсерами Андреем Дерябиным (Россия) и Йенсом Мойрером (Германия) по случаю десятилетия выхода фильма в свет

Одна из тем «Фотобиеннале 2012» — Фотографии кино — исследует не только конкретные сюжеты, когда режиссеры брали в руки камеры, а фотографы увлекались кино, но поднимает более общий вопрос о взаимодействии двух видов искусства, и в случае с «Русским ковчегом» речь идет о возможности пребывания кино в современном музее.

Оказываясь в музейном пространстве и музейном контексте, кино поддается иному восприятию, как целостное визуальное произведение и впечатление, а «Русский ковчег», снятый «одним кадром» в интерьерах «Эрмитажа» более всего подходит для подобного эксперимента, сам созданный не по законам кино, а как будто вопреки им, проверяя жизнеспособность главных принципов создания фильма.

Свернуть

О выставке

Когда у Вас родилась идея фильма—кадра?

Кино развивалось как искусство монтажа: по сути, искусство резания — ножа. Но к непрерывности изображения стремились многие кинорежиссеры, например Александр Довженко. Его опыт, на мой взгляд, повлиял на Андрея Тарковского. Около 15 лет тому назад я обдумывал до мелочей фильм, который можно было бы снять одним кадром. Но никаких технических возможностей сделать качественное произведение тогда не было. Цифровая камера такую возможность предоставила. Однако непрерывный кадр — это только инструмент, но не цель, не художественная задача.

В чем же, собственно, художественная задача? Может быть, в воссоздании этапов русской истории в едином времени фильма—кадра?

Это всего лишь мои эмоциональные впечатления: рефлексия человека, сформированного определенными культурными традициями, — о времени, о характерах исторических лиц. И это, конечно, система ощущений и понятий современного человека моего Отечества.

Меня интересовало, что значит жить внутри художественного произведения, каким является Эрмитаж — музей, архитектурный памятник, и Эрмитаж — исторический дом русской Власти. А поживи—ка в ювелирном пасхальном яйце Фаберже!

Как можно здесь манипулировать временем, перекраивать его на свой лад? Время едино: Present continius tense — настоящее продолжающееся ремя. Я должен быть внутри него, должен быть цельным как это художественное пространство, как этот многосоставный, но нерасчленимый архитектурный ансамбль. Никаких крупных планов — единственная панорама.

23 декабря 2001 года, точнее, те несколько часов этого дня, за которые после нескольких проб была произведена съемка, считаются собственно временем создания картины. Так ли это?

Это совсем не так. 23 декабря была снята не картина. Был лишь загрунтован холст. Или можно сказать — был произведен вдох. Съемка киноаппаратом, как она ни важна, для меня не самое главное. В создание изображения входит своеобразная работа с оптикой, со светом. Затем шла работа над цветом с помощью электроники — самых современных компьютерных средств. При этом ножницы не коснулись изображения. Полученная картинка — холст, на котором режиссер цветом и светом завершает композицию. Звук — фонограмма — дает новый объем дыхания. Произведение кино не снимают — его сочиняют.

При поддержке

Ahmad Tea

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut от 11.03

Информационные партнеры

Первый канал 13.03.12 Эхо Москвы Коммерсант FM The Village 13.03.12 Look at me 11.03 Digital Photo 13.03.12 ФотоМастерская 13.03.12 Foto-Video 13.03.12 Winzavod art review 13.03.12 Menu magazine 13.03.12 Искусство the art magazine 13.03.12 ДИ 13.03.12 Foto.ru 13.03.12

Официальный путеводитель "Фотобиеннале 2012"

Арт-Гид 13.03.12

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.