Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей закрыт в связи с проведением ремонтных работ
и переоборудованием экспозиционных залов. Приносим свои извинения.
Все образовательные программы, запланированные на этот период, будут проводиться по расписанию.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Светлана Пожарская
Сканограммы

Светлана Пожарская.
Яблоки. 
2007. 
© Светлана Пожарская Светлана Пожарская.
Проросший картофель. 
2006. 
© Светлана Пожарская Светлана Пожарская.
Красная кружка. 
2005. 
© Светлана Пожарская

Светлана Пожарская. Яблоки. 2007. © Светлана Пожарская

Светлана Пожарская. Проросший картофель. 2006. © Светлана Пожарская

Светлана Пожарская. Красная кружка. 2005. © Светлана Пожарская

Москва, 21.03.2008—31.03.2008

выставка завершилась

Галерея «Феникс»

Кутузовский пр-т, д.3

Поделиться с друзьями

Куратор: Людмила Желяскова

Куратор: Людмила Желяскова

Свернуть

О выставке

Для того чтобы заниматься фотографическим творчеством, совсем не обязательно брать в руки фотоаппарат и идти снимать. Современные компьютерные технологии позволяют использовать вместо фотокамеры... любой недорогой планшетный сканер.

Лично для меня побудительным мотивом заняться сканографией стала нехватка времени — основная работа ведущим специалистом отдела фотоискусства ГРДНТ, а также общественная — куратором детской и молодежной фотографии в Союзе фотохудожников России, плюс еще преподавательская работа... Короче, времени и светового дня не хватало, а желание творческой реализации не угасало, вот и пришла идея вечерами (а теперь уже и до глубокой ночи) использовать в качестве творческого инструмента — свой старенький «Epson». С тех пор прошло три года. Я уже сменила три сканера — увы — эскизная (подготовительная) работа составляет 80% технологических затрат и приводит к быстрому изнашиванию техники. На один «кадр» у меня порой уходит до 30–70 предварительных просмотров. Мучительно долго улавливаешь в композиции сантиметровые и миллиметровые подвижки и перемещения сюжетно-важных элементов изображения, а также подбор фона, в качестве которого я использую: разноцветные ткани и бумаги, коробки из-под конфет, фольгу и т.п.

Порой я просто издеваюсь над техникой, совсем не предназначенной для таких занятий — кладу на сканер металлические и стеклянные предметы. Умудрилась как-то отсканировать чугунный утюг, правда, предварительно положив на сканер дополнительное стекло...

На первых порах занятия сканографией меня привлекала, конечно же, формальная сторона — качество изображения получалось поразительное; фактически на выходе я имела слайд 20×30см.! Но со временем технический восторг поутих. ... Потому что форма, какой бы совершенной она не была, — лишь одна из составляющих фотографического изображения. Если в него не вложить идею, авторское отношение, мысли, переживания и чувства — оно останется лишь технической репродукцией.

Поэтому, пережив этап восторженности перед этой удивительной технологией, я переключила свое внимание на содержание — на передачу в изображении ощущения времени и пространства, и от единичных изображений перешла к сериям и творческим проектам. Один из проектов возник спонтанно — у меня на кухне висит старая разделочная доска. Она — долгожительница и «служила» еще моей бабушке. И хотя в доме есть несколько разделочных досок, я по-прежнему люблю готовить только на ней, в хозяйстве она у меня — прима.

Так вот. В один прекрасный день готовлю я очередной домашний ужин и параллельно смотрю телепередачу из Америки о награждении «Оскаром» актеров «второго» плана«. Вот тут-то и возникла идея сделать мою разделочную доску «актрисой». Так появилась серия под названием — «Старая разделочная доска». Главные ее герои — продукты, овощи, фрукты, рыбы меняются, а доска остается. Она так фотогенична и достоверна, что я дала бы ей «Оскара» за лучшую роль «второго плана»...

Любимое место моих воскресных прогулок — подмосковные «барахолки», а во время командировок — «блошиные» рынки российских провинциальных городков, где я могу бродить часами, погружаясь в эту удивительную и своеобразную атмосферу людского собрания. Для меня эти вещевые развалы — настоящие сокровища Али-Бабы; оловянные солдатики, старые башмаки и калоши, старинные открытки, аптечные пузырьки, ржавые ключи и замки — все эти предметы, купленные на барахолке, а также принесенные друзьями и знакомыми, становятся моими «моделями», и, ложась на сканер, они обретают новую жизнь в изобразительном пространстве сканограмм.

Процесс создания «фотографий без фотоаппарата» увлек меня так сильно, что теперь проблема творческой реализации перестала существовать. Попробуйте и вы. Возможно, и вас это занятие увлечет и станет новым этапом вашего творческого самовыражения.

Светлана Пожарская