Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века

Поздравительная открытка.
Франция. Ок. 1905-1910.
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии Издатели N.P.G. («Новое фотографическое общество») и G.Liersch, Германия, почтовые штемпели – 1905-1908.
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии Издатель N.P.G. («Новое фотографическое общество»), Германия, почтовый штемпель – 1904.
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии Фотограф Леопольд Ройтлингер. Chavita и другие звезды сцены.
Издатели S.I.P. («Индустриальное общество фотографии»), Франция; N.P.G. («Новое фотографическое общество»), Германия. Ок. 1905.  
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии Жонглер.
Издатель Boots, Англия, почтовый штемпель – 1910. 
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии Издатели Rotophot, E.A. Schwerdtfeger и K.B., Германия, ок. 1910.
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии Марионетки.
Издатель S.I.P. («Индустриальное общество фотографии»), Франция.
Почтовый штемпель – 1905.
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии Первое апреля.
Неизвестный французский издатель, ок. 1903-1910.
«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Поздравительная открытка. Франция. Ок. 1905-1910. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Издатели N.P.G. («Новое фотографическое общество») и G.Liersch, Германия, почтовые штемпели – 1905-1908. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Издатель N.P.G. («Новое фотографическое общество»), Германия, почтовый штемпель – 1904. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Фотограф Леопольд Ройтлингер. Chavita и другие звезды сцены. Издатели S.I.P. («Индустриальное общество фотографии»), Франция; N.P.G. («Новое фотографическое общество»), Германия. Ок. 1905. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Жонглер. Издатель Boots, Англия, почтовый штемпель – 1910. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Издатели Rotophot, E.A. Schwerdtfeger и K.B., Германия, ок. 1910. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

«Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Марионетки. Издатель S.I.P. («Индустриальное общество фотографии»), Франция. Почтовый штемпель – 1905. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Первое апреля. Неизвестный французский издатель, ок. 1903-1910. «Сюрреалистический иллюзионизм. Фотографические фантазии начала XX века» / Финский музей фотографии

Москва, 26.02.2015—19.04.2015

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Харри Калха

Куратор: Харри Калха

Свернуть

Видео

О выставке

В 1920–1930-е годы художники-авангардисты стали искать вдохновение в сновидениях, фантазиях и глубинах бессознательного: возникло движение, получившее название «сюрреализм». Впервые этот термин использовал Гийом Аполлинер в 1917 году. Однако уже за 30 лет до «официального» возникновения сюрреализма появились открытки, демонстрирующие необычайное художественное воображение и удивительную техническую изобретательность их создателей.

Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» перенесет зрителя в увлекательную, но при этом почти забытую эпоху индустриальной фотографии начала XX века и позволит по-новому взглянуть на истоки современного фотоискусства.

В конце 1890-х годов в Европе появилось множество фабрик, специализировавшихся на новой форме популярного искусства. В ту пору фотографии не печатались на открытках полиграфическим способом, как это делается сегодня: открытки изготавливались посредством фотографических процессов экспозиции и проявки. Почти все открытки, представленные на выставке, — это самые настоящие фотографии, отпечатанные на бромосеребряной бумаге и раскрашенные вручную.

В 1900–1914 годах производство «настоящих фотографических открыток» было важной отраслью европейской промышленности, продукция которой распространялась далеко за пределами Европы, в том числе в Южной Америке и Австралии. Хотя это явление просуществовало всего пару десятков лет, результатом его стали миллионы фотографий, разошедшихся по всему миру.

Фотографические открытки начала XX века интересны тем, что за сто лет до возникновения «Фотошопа», для их создания использовались разнообразные приемы фотомонтажа: комбинирование фотоизображений и рисунков, множественная экспозиция и др. Так как цветная фотография еще не была изобретена, каждую фотографическую открытку раскрашивали вручную. Это превращало продукт массового производства в произведение искусства, а использование необычных цветов, благодаря использованию искусственных красителей, усиливают мистическую ауру фотографических открыток.

Золотой век фотографических открыток пришелся на начало XX века, когда в Европе активно развивалась популярная городская культура. Кинематограф, пляжная культура, эротические шоу, цирковые представления и варьете стали для создателей фотооткрыток источниками образов, а технические изобретения — например, появление аэропланов — стимулировали их воображение.

С началом Первой мировой войны популярность фотографических открыток пошла на спад. Однако она оказала влияние на ряд эстетических новаций того периода. Так, синтетический кубизм и коллаж основывались на приемах, которые широко использовались изготовителями фотооткрыток уже в начале XX века.

Открытки, вошедшие в выставку, являются связующим звеном между символизмом 1890-х годов и сюрреализмом 1930-х. В той же мере, в какой некоторые из них предвосхищают стилистические и технические приемы, характерные для радикального искусства более позднего периода, они несут на себе и отпечаток символизма конца XIX века.

Многие сюрреалисты были страстными собирателями старых почтовых открыток. Самым известным из них — был Поль Элюар. Его примеру последовали и другие — Андре Бретон, Жорж Юнье, Ханс Беллмер, Ханна Хёх, Пабло Пикассо, и наконец, Сальвадор Дали, который писал: «Мы, сюрреалисты, поворачиваемся спиной к изящному искусству и обращаемся вместо этого к почтовой открытке. Она является самым динамичным выражением коллективного сознания. Влияние открытки столь глубоко и постоянно, что сравнимо с психоанализом. Сюрреалистическая революция реабилитировала почтовую открытку — наряду с автоматическим письмом, сновидениями, умопомешательством и объектами примитивного искусства».

Именно в фотографических открытках сюрреалистический эффект проявлялся особенно ярко: фотографии в силу ее жанровых особенностей присущ элемент реализма, который затем с помощью монтажа, коллажа, ретуши и ручного окрашивания преобразовывался в нечто иное. «Сюрреалистические» фотооткрытки предвосхитили новации модернизма, и даже принципы цитирования и иронии, присущие постмодернизму.

Проект представлен

Финский музей фотографии

При поддержке

Посольство Финляндии

При поддержке

MasterCard


Генеральный информационный партнер

ELLE

Официальный медиапартнер

Афиша

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал Numéro Russia The Art Newspaper Russia Искусство. Издается с 1933 года Русский пионер PORT Magazine Foto-Video

be in Диалог Искусств RosPhoto Сlub.foto.ru My Destination Moscow ArtTube

The BluePrint The Vanderlust Photographer.ru Сult.mos.ru

Официальный путеводитель биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015»

Арт-Гид