Фернанду Лемуш
В тени света

Фернанду Лемуш.
Тереза Користа.
1949 – 1952. 
Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна Фернанду Лемуш.
Интимная атмосфера в Армазенш-ду-Шьяду. 
1949 – 1952. 
Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна Фернанду Лемуш.
Свет взгляда. 
1949 – 1952. 
Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна Фернанду Лемуш.
Рука и нож. 
1949 – 1952. 
Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна Фернанду Лемуш.
Я (автопортрет). 
1949 – 1952. 
Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна Фернанду Лемуш.
Александр О’Нилл. 
1949 – 1952. 
Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна

Фернанду Лемуш. Тереза Користа. 1949 – 1952. Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна

Фернанду Лемуш. Интимная атмосфера в Армазенш-ду-Шьяду. 1949 – 1952. Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна

Фернанду Лемуш. Свет взгляда. 1949 – 1952. Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна

Фернанду Лемуш. Рука и нож. 1949 – 1952. Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна

Фернанду Лемуш. Я (автопортрет). 1949 – 1952. Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна

Фернанду Лемуш. Александр О’Нилл. 1949 – 1952. Собрание Фонда Калуста Гулбенкяна

Москва, 28.III.2008—27.IV.2008

выставка завершилась

Московский музей современного искусства

Тверской бульвар, д. 9 (карта проезда)
время работы: 12:00 - 20:00 (касса открыта до 19:15).

Поделиться с друзьями

Из собрания Фонда Калуста Гулбенкяна

Проект представлен при поддержке Фонда Калуста Гулбенкяна и Института Камоэнса, Португалия

Из собрания Фонда Калуста Гулбенкяна

Проект представлен при поддержке Фонда Калуста Гулбенкяна и Института Камоэнса, Португалия

Свернуть

О выставке

Представленные на выставке фотографии — это всего лишь часть из более, чем сотни работ Фернанду Лемуша, выполненных им с 1949 по 1951 год. Фернанду Лемуш родился 3 мая 1926 года в Лиссабоне, а живет и работает в городе Сан-Пауло, в Бразилии, куда он переселился в 1953 году. Фернанду появился на свет в одном из домов знаменитой лиссабонской улицы Руа-ду-Сол-ау-Рату, и именно снимок этой улицы стал первой известной работой художника.

Сам Фернанду Лемуш так говорит о себе: «Был студентом, слесарем, столяром, обойщиком, литографом, художником, рекламщиком, преподавателем, ретушером, гайтистом, эмигрантом, ссыльным, директором музея, помощником министра, ученым-исследователем, журналистом, поэтом, членом жюри, экспертом художественных выставок, распорядителем международных мероприятий, оформителем промышленных экспозиций, сценографом, отцом семейства, игроком на бирже. У меня две родины: одна — которая меня сотворила, и другая — которую я помогаю творить. В общем, типичнейший португалец, ищущий лучшей жизни». Как ни старайся, точнее не скажешь.

Фернанду Лемуш — автор большого количества произведений пластического искусства и литературы: с самого начала в нем сочетались наклонности к поэзии и живописи, к дизайну и графике. Никогда Фернанду не чуждался и других, самых разных, занятий, не боялся трудностей, с которыми ему постоянно приходилось бороться, в одиночку или вместе с именитыми сподвижниками, по ту или по эту сторону Атлантики. Фотографии Лемуша сохранили для нас образы его многочисленных друзей, сыгравших столь важную роль в жизни художника, они же запечатлели все разнообразие проявлений его таланта, которому эти знакомства благоприятствовали.

В творческой биографии Фернанду Лемуша увлечение фотографией занимает очень короткий промежуток времени, но, тем не менее, оно оставило в ней неизгладимый след. Это увлечение словно бы предопределило все дальнейшее развитие его творчества и весь дальнейший ход его жизни. Всего за три года Фернанду Лемуш выработал собственный, совершенно оригинальный стиль, в котором причудливо сплавились ритмы жизни, атмосфера общения, излучаемый людьми и вещами свет, несущий с собой необычайную и исключительную ясность, особое притяжение и идеальное проникновение в самую суть бытия.

Но необычнее всего (если не сказать — экстравагантнее) то, что художник не получил ни формального, ни неформального художественного образования. Фернанду Лемуш, действительно, не учился искусству фотографии, так как ему негде было этому учиться, не было даже с кем общаться из опытных фотохудожников: ведь таковых просто не существовало в Лиссабоне — городе, безвольно вступавшем в десятилетие 1950-х.

Важным оказалось то, что пробудившееся в юном Фернанду Лемуше призвание поэта и художника толкало его на поиски подобных себе творческих личностей. Такие встречи и сближения в конечном счете и стали для него «школой» искусства и жизни. А подтверждением тому служат сохранившиеся фотоработы.

Увлечение фотографией придало жизни начинающего художника упругость и строгость и в то же время сформировало в нем постоянный настрой на экспериментаторство и первооткрывательство в искусстве. Когда задумываешься о том, насколько краток был этот период, какого беспримерного напряжения сил он потребовал от юноши, сколько богатства и упорства заключает он в себе — просто замираешь от восхищения. Безусловно, творчество Лемуша — один из ярких эпизодов в истории португальского искусства.

Данная экспозиция стала возможной благодаря Фонду Калуста Гулбенкяна, проявившему интерес к творчеству Фернанду Лемуша. Значительную поддержку также оказали Сектор культуры Посольства Португалии в Москве и, конечно же, Ольга Свиблова и возглавляемый ею Московский Дом фотографии.

Жоржи Молдер

При поддержке

Embassy of Portugal

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.