Уважаемые посетители! Во вторник, 12 декабря, в связи с проведением мероприятия музей откроется в 16:00. Приносим свои извинения.

Выйти из тени
Алексей Политов, Марина Белова

Алексей Политов, Марина Белова.
Из проекта «Выйти из тени». 
2008. 
Видеоинсталляция.
Собрание авторов.
© Марина Белова & Алексей Политов Алексей Политов, Марина Белова.
Из проекта «Выйти из тени». 
2008. 
Видеоинсталляция.
Собрание авторов.
© Марина Белова & Алексей Политов Алексей Политов, Марина Белова.
Из проекта «Выйти из тени». 
2008. 
Видеоинсталляция.
Собрание авторов.
© Марина Белова & Алексей Политов

Алексей Политов, Марина Белова. Из проекта «Выйти из тени». 2008. Видеоинсталляция. Собрание авторов. © Марина Белова & Алексей Политов

Алексей Политов, Марина Белова. Из проекта «Выйти из тени». 2008. Видеоинсталляция. Собрание авторов. © Марина Белова & Алексей Политов

Алексей Политов, Марина Белова. Из проекта «Выйти из тени». 2008. Видеоинсталляция. Собрание авторов. © Марина Белова & Алексей Политов

Москва, 27.III.2008—20.IV.2008

выставка завершилась

Фонд «Эра»

Трубниковский пер., д. 13/1
Вт.–сб. 12.00–18.00

Поделиться с друзьями

Куратор: Сергей Хачатуров

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Куратор: Сергей Хачатуров

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Свернуть

О выставке

Увлеченные экспериментами с театром теней в изобразительном искусстве Алексей Политов и Марина Белова представляют проект о новой миссии тени в эпоху фотографии. В классический период тень выполняла функцию прежде всего подражательную, миметическую. Помним же мы рассказанный Плинием миф о начале живописи, когда она «являла собой обведенную линиями тень человека». У особо отважных художников (Рембрандта) тень могла становиться лоном субстанции света. У иных романтиков —угрожать побегом на свободу от тирании хозяина. Никогда при этом в эпоху картины тень не была изначальным замещением художника как такового, не была его автопортретом.

Такое случилось в двадцатом веке в радикальной абстракции фотографического (кинематографического) иллюзионизма. Из воспоминаний отцов кинематографа известно, что первые посетители кинотеатров были шокированы не схожестью движущихся картинок с реальной жизнью, а как раз невмещаемостью экранного повествования в повседневный жизненный опыт. «Нет ничего субъективнее объектива», — писал Бела Балаш. Проекционная техника позволила окончательно освободить заэкранное пространство от необходимости копировать пространство реальное. По справедливому суждению исследователя Виктора Стоикиты, именно в фотографии и в кино тень стала совмещать две функции, отражения и проекции, в персоне самого автора, будучи причастной ему физически (профильная проекция). Заэкранное пространство наделяется особой «трансгрессивной» энергией, и тень в нем исполняет обязанности Творца, Демиурга.

В оживших картинках художники Политов и Белова в прямом смысле выходят из тени как из некоего образного архетипа (уместно вспомнить и о ставшей таким же архетипом метафорической «шинели Гоголя», из которой вышла новая российская литература). Причудливый парад-алле творимых ими движущихся картинок становится «теневой презентацией» визуальной культуры XX столетия, от смелых диагоналей Родченко до неоклассических «девушек с веслом» и травестийных имиджей поп-арта.

Сергей Хачатуров

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.