Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Иван Шагин, Наум Грановский, Сергей Лоскутов, Эммануил Евзерихин, Евгений Халдей, Александр Устинов, Михаил Грачев, Макс Альперт - Военные фотографии

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

Военные фотографии
Иван Шагин, Наум Грановский, Сергей Лоскутов, Эммануил Евзерихин, Евгений Халдей, Александр Устинов, Михаил Грачев, Макс Альперт

Иван Шагин.
На площади Свердлова демонстрируются сбитые фашистские самолеты. Москва. 
1941. 
Собрание Московского Дома фотографии Иван Шагин.
Битва на Курской дуге. 
1943. 
Собрание Московского Дома фотографии Евгений Халдей.
Севастополь. 
1944. 
Частное собрание Евгений Халдей.
День первый. 
22 июня 1941 Евгений Халдей.
Будапешт. 
1944 Евгений Халдей.
На Потсдамской конференции. 
1945 Евгений Халдей.
Знамя Победы. 
1945 Александр Устинов.
Мотопехота отправляется на фронт. Москва 
октябрь 1941 Александр Устинов.
Тыл - фронту. 
1942 Александр Устинов.
В столице стало холодно. Москва. 
1941

Иван Шагин. На площади Свердлова демонстрируются сбитые фашистские самолеты. Москва. 1941. Собрание Московского Дома фотографии

Иван Шагин. Битва на Курской дуге. 1943. Собрание Московского Дома фотографии

Евгений Халдей. Севастополь. 1944. Частное собрание

Евгений Халдей. День первый. 22 июня 1941

Евгений Халдей. Будапешт. 1944

Евгений Халдей. На Потсдамской конференции. 1945

Евгений Халдей. Знамя Победы. 1945

Александр Устинов. Мотопехота отправляется на фронт. Москва октябрь 1941

Александр Устинов. Тыл - фронту. 1942

Александр Устинов. В столице стало холодно. Москва. 1941

Москва, 6.12.2001—13.12.2001

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

К 60-летию Битвы под Москвой

К 60-летию Битвы под Москвой

Свернуть

О выставке

к 60-летию Битвы под Москвой

Ни книги, ни воспоминания людей о Второй Мировой войне не обладают достоверностью документальных фотографий. Снимки военных фотокорреспондентов — самые точные и объективные свидетельства трагических событий 1941 — 1945 гг. Мы имеем уникальную возможность увидеть происходившее своими глазами только благодаря уцелевшим фотохроникам этих смелых, отчаянных людей. Евгений Халдей, Макс Альперт, Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Морозов, Наум Грановский, Александр Устинов, Иван Шагин, Эммануил Евзерихин, Михаил Грачев, Сергей Лоскутов — имена, которые составляют славу не только отечественной, но и мировой военной фотографии. Сегодня Московский Дом фотографии представляет выставку легендарных фронтовых фотографий, приуроченную к 60-летию Битвы под Москвой.
6 декабря 1941 года суждено было стать переломным моментом в истории Второй мировой войны, предрешившим ее исход. Маршал Г. К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» пишет: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву... Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!».
Битва под Москвой была противостоянием двух армий не только по численности и технической оснащенности, но и по моральной силе. Фотокорреспонденты продемонстрировали ту же силу духа, что и участники боевых действий, причем всеобщее моральное напряжение дало невероятный всплеск их творческой энергии. Российские военные фотографы получили мировое признание именно после Битвы под Москвой, когда их снимки облетели передовицы мировых газет. Безымянные солдаты и события битвы вошли в историю и обрели бессмертие благодаря армии фотокореспондентов, документальные хроники которых признаны шедеврами мирового искусства.

МАКС АЛЬПЕРТ
(1899–1980)
Макс
Владимирович Альперт в печати работал с 1924 года, сотрудничал сначала в «Рабочей газете», а затем в газете «Правда».
С 1931 года — корреспондент журнала «СССР на стройке». Автор многих фотоочерков и фотосерий, отразивших важнейшие этапы индустриализации, коллективизации, культурного строительства страны. В годы Великой Отечественной войны — фронтовой фотокорреспондент ТАСС. Снимал на многих фронтах. Его фотографии «Комбат» и «В атаку!» — классические снимки войны. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости», активным летописцем послевоенного строительства.
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Заслуженный работник культуры РСФСР.

ЕВГЕНИЙ ХАЛДЕЙ
(род. в 1916 г.)
Евгений Ананьевия Халдей пришел в фотожурналистику в конце тридцатых годов. В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Правда» и ТАСС. Снимал войну от ее первого до последнего дня: битву под Москвой, Сталинградскую битву, сражения на Курской дуге, под Одессой и Севастополем, на северном фоте, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, штурм Берлина. Фотографировал историческую конференцию в Потсдаме, судебный процесс над гитлеровскими военными преступниками в Нюрнберге. Активно продолжал журналистскую деятельность в послевоенные годы. Работал в газете «Правда». Ныне фотокорреспондент газеты «Советская культура».
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями.

НАУМ ГРАНОВСКИЙ
(1910–1984)
Наум
Самойлович Грановский в начале тридцатых годов был зачислен в штат агентства Союзфото. Специализировался главным образом на съемке архитектуры, городского пейзажа. В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты Московского фронта противовоздушной обороны «Тревога». Его снимки рассказывали о том, как москвичи давали отпор врагу. Как героически вели себя зенитчики, добровольные противопожарные дружины.
В послевоенные годы — фотокорреспондент ТАСС. Занимался фотолетописью строительства Москвы. Награжден медалями.Заслуженный работник культуры РСФСР.

ИВАН ШАГИН
(1904–1982)
Иван
Михайлович Шагин — профессиональный фотокорреспондент с 1930 года. Сотрудничал в газетах «Наша жизнь», «Кооперативная жизнь», в издательстве Сельхозгиз. С 1933 года — фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда». К концу тридцатых годов вошел в число ведущих фотожурналистов страны. В качестве фронтового фотокорреспондента «Комсомолки» снимал войну от первого до последнего дня — от жанровой сценки на улице Москвы с момента объявления по радио о вероломном нападении фашистской Германии до водружения Знамени Победы на куполе рейхстага. Фотографировал крупнейшие боевые операции почти на всех фронтах. С 1950 года сотрудничал в издательствах Изогиз, «Советский художник», «Искусство», «Прогресс», АПН, «Правда».
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями.

АЛЕКСАНДР УСТИНОВ
(род. в 1909 г.)
Александр Васильевич Устинов в 1930 году поступил на операторский факультет Государственного института кино, но вскоре был мобилизован на работу в деревню по проведению коллективизации. С середины тридцатых годов начал работать фотокорреспондентом в газетах «Красный воин», «Красная звезда». В годы Великой Отечественной войны был фронтовым фотокорреспондентом газеты «Правда». Фотографировал на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском 1, 2, 4-м Украинских фронтах. Снимал действия партизанских соединений в тылу врага. В послевоенное время продолжал работать в газете «Правда».
Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями. Заслуженный работник культуры РСФСР.

СЕРГЕЙ ЛОСКУТОВ
(1901–1980)
Сергей
Иванович Лоскутов — фотожурналист с начала тридцатых годов. Фотокорреспондент и заведующий фотолабораторией агентства Союзфото. В годы Великой Отечественной войны — фотокорреспондент газеты «Красная звезда». Был направлен в тыл врага, долгое время находился в партизанских соединениях, принимал участие в боевых операциях, был ранен. Выполнив задание, доставил в редакцию не только снимки, но и уникальные дневниковые записи, рассказывавшие о героической борьбе советских людей на территории, временно оккупированной фашистами. В послевоенные годы продолжал работать фотокорреспондентом «Красной звезды».

ЭММАНУИЛ ЕВЗЕРИХИН
(1911–1984)
Эммануил
Ноевич Евзерихин в начале тридцатых годов окончил специальные курсы фотохроники ТАСС. Корреспондентом этого агентства был до середины семидесятых годов. В годы Великой отечественной войны по заданию фотохроники ТАСС снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили его кадры, сделанные в битвах за Сталинград, за освобождение Белоруссии.
Награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени.

МИХАИЛ ГРАЧЕВ
(род. в 1916 г.)
Михаил Петрович Грачев увлекся фотографией еще школьником. Окончил вечерний техникум, готовивший фоторепортеров. В 1936 году по рекомендации М. И. Ульяновой был зачислен в штат газеты «Известия». Снимал строительство Большого Ферганского канала, другие стройки. В годы Великой Отечественной войны заведовал фотолабораторией «Известий», работал фотокорреспондентом газеты «Вечерняя Москва». Часто выезжал на Калининский и Западный фронты, бывал в осажденном Ленинграде, на Северном Кавказе. В трудный период обороны Москвы снимал под Волоколамском, Истрой и Тулой. С 1949 года сотрудник журнала «Советский Союз».
Награжден медалями.