Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей закрыт в связи с проведением ремонтных работ
и переоборудованием экспозиционных залов. Приносим свои извинения.
Все образовательные программы, запланированные на этот период, будут проводиться по расписанию.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Юсеф Набиль
Портреты

Юсеф Набиль.
Автопортрет, Беверли Хилз. 
2008. 
© Youssef Nabil.
Courtesy Galerie Volker Diehl Юсеф Набиль.
Ширин Нешат, Касабланка. 
2007. 
© Youssef Nabil.
Courtesy Galerie Volker Diehl Юсеф Набиль.
Рания, Каир. 
2002. 
© Youssef Nabil.
Courtesy Galerie Volker Diehl

Юсеф Набиль. Автопортрет, Беверли Хилз. 2008. © Youssef Nabil. Courtesy Galerie Volker Diehl

Юсеф Набиль. Ширин Нешат, Касабланка. 2007. © Youssef Nabil. Courtesy Galerie Volker Diehl

Юсеф Набиль. Рания, Каир. 2002. © Youssef Nabil. Courtesy Galerie Volker Diehl

Москва, 28.03.2009—4.05.2009

выставка завершилась

Галерея Искусств Зураба Церетели

Ул. Пречистенка, д. 19 (карта проезда)
время работы: вторник - бесплатное посещение, ср-чт, сб 12:00 - 20:00, пт 12:00 - 22:00, вс 12:00 - 19:00, выходной день - понедельник.
Телефон: +7 (495) 637-25-69

Поделиться с друзьями

Куратор: Ольга Свиблова

Проект представлен Галереей «Фолькер Диль»

Куратор: Ольга Свиблова

Проект представлен Галереей «Фолькер Диль»

Свернуть

О выставке

Я не совсем уверен в том, вижу ли я сон или вспоминаю,
действительно ли я прожил свою жизнь
или она мне всего лишь приснилась...
Эжен Ионеско,
«Прошлое Настоящее, Настоящее Прошлое», 1968

Раскрашенные вручную фотографии Юсефа Набиля — глубоко личная эстетизированная форма жизни в смерти и смерти в жизни. Они одновременно и память, и живой памятник.

Как это всегда бывает с фотопортретами, по справедливому замечанию, еще давно сделанному Роланом Бартом, в фотографии всегда изначально присутствует момент смерти. Это происходит потому, что все снимки, и особенно портреты, фиксируют мгновение проходящего времени, которого уже больше не существует. Они неизбежно призваны отображать утраченную реальность, однажды бывшею правдой, но в настоящее время превратившуюся в вымысел. И все же при обращении к сложной технике ручной раскраски (она была разработана и использована на раннем этапе развития фотографии, в 1840-х годах), работы Набиля способны создать эффект метафорической элизии, своеобразного «выпадения», осознания очевидного бега времени и ощущения его фиксированности. Набиль сам говорит о своем творческом кредо: «... и ведь все меняется, включая нас. Я хочу снимать все, что я люблю, я хочу, чтобы частичка этого всего осталась со мной, я хочу, чтобы они вечно жили в моих работах».

На ранние композиции Набиля большое влияние оказывал кинематограф, в особенности образы египетских кинозвезд и эстетика фильмов сороковых и пятидесятых годов. Набиль как бы воскрешает чувствительность той эпохи, перенося ее в настоящее. Словно гламурный кинематографический стиль египетской жизни времен короля бонвивана Фарука чудесным образом вновь вернулся на сцену. Модели показаны в отстраненной атмосфере перевоплощения, где искусно используются и западные, и восточные тропы нашего восприятия. Здесь как бы присутствуют призраки сновидений, скрытых желаний, отраженных в области сексуального бессознательного и личностной самоидентификации. В фотографиях Набиля также очень сильно чувствуется ощущение ностальгии и утраты и упорное стремление обрести подлинную «инаковость». Образы позирующих людей, в результате, выступают вперед и становятся более значимыми благодаря атмосфере таинственной красоты, а их пространственно-временная реальность словно затушевывается ощущением смутного, бесконечно длящегося забвения.

Глубоко личные автопортреты Набиля тесно связаны с эстетикой мечты, прекрасной иллюзии, которую столь искусно воплощало кино прошлого, и с которой он соотносит и собственное творчество. Действительно, порою кажется, что его автопортреты напоминают отдельные кинокадры. Вдохновляемый мужской красотой, идет ли речь о нем самом или о модели, Набиль создает галерею безупречно прекрасных фантастических образов. Иногда он где-то напоминает Караваджо, но без ощущения характерного для барокко привкуса деградации. За последние годы фотограф все больше внимания уделяет поясным портретам известных художников, писателей и кинозвезд. Набиль работал с такими людьми, как Луиз Буржуа, Мона Хатум, Трейси Эмин, Ширин Нешат, Гада Амер и Джулиан Шнабель, а также с такими звездами кинематографа, как Дэвид Линч и Джон Уотерс. Хотя свой выбор он основывает прежде всего на общности интересов и личном знакомстве, а не на степени знаменитости. «Я не хочу видеть, как умирает кто-нибудь из тех, кого я люблю... Я не позволю им умереть у меня на глазах».

В начале ХХ века раскрашенные вручную фотографии ассоциировались с коммерческими фотопортретами или художественной продукцией массового потребления. Огромная заслуга Юсефа Набиля состоит в том, что он вернул к жизни забытую и ограниченную узкой сферой бытования традицию и поставил ее на службу «высокому» или изящному искусству. В результате получился уникальный симбиоз фотографии и живописи, находящийся на стыке между фото-реализмом, с одной стороны, и традициями кино и/или портретной фотографии, с другой.

Марк Гизбурн