Забытая война

Неизвестный автор.
Письмо домой. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Торжественное богослужение. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
В разведку на воздушном шаре. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Поручик Сергей Анин. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Игра в снежки. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Фрид Г.З.
Минуя проволочные заграждения. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Корсаков С.А.
Германский мародер. Из серии «Первая мировая война», 1915.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Корсаков С.А.
Расстрелянный немец. Из серии «Первая мировая война», 1915.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Фрид Г.З.
Для этих немцев война закончилась. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ

Неизвестный автор. Письмо домой. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Торжественное богослужение. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. В разведку на воздушном шаре. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Поручик Сергей Анин. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Игра в снежки. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Фрид Г.З. Минуя проволочные заграждения. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Корсаков С.А. Германский мародер. Из серии «Первая мировая война», 1915. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Корсаков С.А. Расстрелянный немец. Из серии «Первая мировая война», 1915. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Фрид Г.З. Для этих немцев война закончилась. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

  • Выставка экспонировалась в Саратовский Областной Дом работников искусств,
    Москва
    12.09.2013 — 18.09.2013
  • Выставка экспонировалась в Музей Модерна,
    Москва
    30.01.2014 — 30.03.2014
  • Выставка экспонировалась в Национальный музей имени А.В. Анохина,
    Москва
    24.07.2014 — 12.08.2014
  • Выставка экспонировалась в Кирово-Чепецкий музейно-выставочный центр,
    Москва
    01.08.2014 — 15.10.2014
  • Выставка экспонировалась в Галерея современного искусства ГМИИ РТ,
    Москва
    22.10.2014 — 24.11.2014
  • Выставка экспонировалась в Чувашский государственный художественный музей,
    Москва
    02.12.2014 — 12.01.2015
  • Выставка экспонировалась в Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,
    Москва
    16.01.2015 — 15.02.2015

О выставке

Война 1914 — 1918 годов, часто в то время называвшаяся «Великой войной», явилась трагедией мирового масштаба, одним из колоссальнейших вооружённых конфликтов в истории человечества, драмой, которой планета не знала много столетий до этого. События и последствия этой войны были настолько невиданными и шокирующими, что безвозвратно изменили судьбы и мировоззрение миллионов людей, целых наций и поколений. Не случайно, Первую мировую войны считают определяющей вехой практически для всех видов человеческой деятельности, принято заканчивать ею или начинать с нее эпохи в истории, искусстве и т.п.

«Человечес...

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ

Война 1914 — 1918 годов, часто в то время называвшаяся «Великой войной», явилась трагедией мирового масштаба, одним из колоссальнейших вооружённых конфликтов в истории человечества, драмой, которой планета не знала много столетий до этого. События и последствия этой войны были настолько невиданными и шокирующими, что безвозвратно изменили судьбы и мировоззрение миллионов людей, целых наций и поколений. Не случайно, Первую мировую войны считают определяющей вехой практически для всех видов человеческой деятельности, принято заканчивать ею или начинать с нее эпохи в истории, искусстве и т.п.

«Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить всё человечество». У. Черчилль.

Фотовыставка посвящена 90-летию начала Первой мировой войны. В экспозиции представлены малоизвестные фотографии Сергея Корсакова — военного фотокорреспондента журнала «Великая война в образах и картинах», фотографа из Духовщинского полка и других неизвестных фотографов. Война на выставке предстает в русле популярного с 1970-х годов направления в исторической науке — микроистории, которая не просто интересуется судьбами отдельных людей, зачастую «простых» и на первый взгляд ничем не примечательных, но и старается разносторонне и глубоко показать эпоху через интересные детали и тонкие подробности. Пристальный взгляд исследователя выхватывает «маленького человека» из безудержного и перенасыщенного информацией (особенно сегодня) потока фактов и рассказывает истории отдельных людей, из которых складывается всеобщая, «большая» история. Также и войны состоят не только из важных, поворотных событий и личностей правителей и полководцев, но из линий жизни отдельных военных или их объединений — например, полков и. т.п.

При знакомстве с подобными камерными выставками важно обращать внимание на детали — все они не случайны, заставляют задуматься и глубже погрузиться в эпоху. Вот некоторые из них.

Многие фотографии на выставке представляют собой по форме фотоокрытки. В период Первой мировой войны приостановили производство дорогих видов бристольского картона, на который раньше наклеивались фотографии, да и разнообразие готовых фотоматериалов исчезло. Многие фотографы-любители и даже профессионалы стали использовать заготовки для фотооткрыток — плотную фотобумагу небольшого формата, которую не нужно наклеивать на картон, а компактный и стандартный формат позволял отправлять фотографии по почте или носить с собой.

На некоторых фотографиях на обороте есть штамп о том, что они прошли военную цензуру. Это не просто интересная подробность, но она поднимает очень важную проблему всей репортажной и, в частности, военной фотографии. Первой войной, которую запечатлела фотография, изобретенная в 1839 году, была Крымская война (1853 — 1856 годов). Фотографу Роджеру Фентону по заказу королевы Виктории было поручено запечатлеть войну благородную, где нет места чрезмерно натуралистическим, а значит неэстетическим сюжетам. Предварительная цензура уже была заложена во взгляде фотографа, в выборе сюжетов и постановочности многих кадров. Здесь же, несмотря на последующую цензуру, мы видим искренние — трогательные и трагичные — кадры.

Уникальные фотографии были сделаны благодаря человеческой отваге и мужеству. То, что снимки сохранились — большая удача. Фотографии показывают жизнь на войне, своеобразный «пир во время чумы» — извечную, но неизменно привлекательную тему. Люди ко многому привыкают, приспосабливаются, и жизнь течет своим чередом в любых условиях; они умеют радоваться всем обстоятельствам и находить отраду в любых мелочах. На снимках показаны различные аспекты реальности и повседневной жизни — учения, боевые действия, отдых, развлечения: приезд гостей в полк, работу полевой почты, игру в снежки, армейский театр или празднование рождества. Видны отношения и характеры, в каждой фотографии есть настроение — а выставка в целом заставляет хотя бы отчасти почувствовать дух эпохи.

ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ

Информация для музеев и выставочных площадок

Количество экспонатов: 74
Необходимая площадь: 150-200 кв.м.
Пример договора
Пример гарантийного письма
Приложение о выставке

Контактное лицо:
Юлия Бейгун
+7 (495) 637-11-22 доб. 218
beigun@mdf.ru

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2018.