МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Круг Родченко. Стильные люди

Я. Бродский.
Александр Родченко на съемках на стадионе «Динамо». Москва.
1934. 
Музей «Московский Дом фотографии» Михаил Кауфман.
Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Михаил Кауфман.
Александр Родченко с трубкой. 
1922 – 1923. 
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Варвара Степанова на диване. 
5 марта 1928. 
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Лиля Брик в прозрачном платье. 
1924. 
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Ремонт колеса. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского». 1929.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Фоторепортер Евгения Лемберг на съемке на водном стадионе «Динамо».
Москва, 1932-1933.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Фотограф Александр Хлебников. 1950.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии» Александр Родченко.
Лиля Брик. 1924.
Современный отпечаток с авторского негатива.
Музей «Московский Дом фотографии»

Я. Бродский. Александр Родченко на съемках на стадионе «Динамо». Москва. 1934. Музей «Московский Дом фотографии»

Михаил Кауфман. Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924 Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Михаил Кауфман. Александр Родченко с трубкой. 1922 – 1923. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Варвара Степанова на диване. 5 марта 1928. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. 1924. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Ремонт колеса. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского». 1929. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Фоторепортер Евгения Лемберг на съемке на водном стадионе «Динамо». Москва, 1932-1933. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Фотограф Александр Хлебников. 1950. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

Александр Родченко. Лиля Брик. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»

  • Выставка экспонировалась в Московский музей современного искусства,
    Москва
    18.03.2005 — 10.04.2005
  • Выставка экспонировалась в Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского,
    Москва
    06.06.2013 — 30.06.2013
  • Выставка экспонировалась в Ресурсный центр ГМИИ РТ,
    Москва
    17.10.2013 — 02.12.2013
  • Выставка экспонировалась в Центр культуры, искусства и общественных инициатив «Диалог»,
    Москва
    06.03.2015 — 05.04.2015
  • Выставка экспонировалась в Музей современного искусства Эрарта,
    Москва
    20.06.2015 — 30.08.2015
  • Выставка экспонировалась в Самарский областной художественный музей,
    Москва
    28.01.2016 — 27.03.2016
  • Выставка экспонировалась в Саратовский областной музей краеведения,
    Москва
    07.09.2017 — 01.10.2017

О выставке

Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.

Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. В одном случае важнее было поразить публику, в другом — продемонстрировать уверенность в собственной правоте. Круг друзей и ...

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ

Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.

Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. В одном случае важнее было поразить публику, в другом — продемонстрировать уверенность в собственной правоте. Круг друзей и знакомых фотографа и художника Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой отличался основательностью, рациональностью в одежде и в то же время художнической свободой позы и жеста.

Интересно видеть людей этого круга на фотографиях Родченко, выполненных в период с 1924 по 1940-е годы. Люди кино, такие как Алексей Ган, Лев Кулешов или Борис Барнет одеты с налетом военизированного техницизма. Кожаные пальто или куртки, краги, кепки, иногда лихо заломленные назад, мотоциклетные очки, перчатки с раструбами. Все это признаки профессиональной одежды, или «прозодежды», как называли ее конструктивисты. Кинорежиссер или оператор хроники, как правило, проводит большую часть времени на улице. Его одежда должна защищать от непогоды и в то же время быть заметной для съемочной группы. Сочетание некоторой нарочитости и рациональности. Иначе одет лишь Александр Довженко на фотографии Родченко — более обычно. Но даже в этой обыденности Довженко экспрессивен благодаря своей прическе, повороту головы, освещению.

Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный «москвошвеевский» костюм или брюки с белой рубашкой. Они не должны выделяться. Их задача — наблюдение. Даже позы фотографов — немного отстраненные от ситуации, в которой они снимают — будь то на стадионе или на стройке.

Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков в модной в 1920-е годы толстовке. Лишь Владимир Маяковский в костюме «с иголочки» кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, — такое же его оружие, как и острое слово.

У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко «Портрет матери» приоткрывает кое-что в ее отношения к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы — в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы — в длинных темного цвета платьях из мягкой фланелевой ткани или ситца в горошек. Со времени революции прошло всего семь лет, а на фотографиях Родченко уже почти не видно следов этого отношения к костюму.

Зато проявляется нечто новое — попытка быть современным. Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора со множеством карманов для инструментов, ту самую «прозодежду», в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. Степанова умела шить и кроить, она получила навыки белошвейки еще во времена учебы в гимназии. Позже, в 1916 году в Москве, она купила швейную машинку «Зингер». Это было ценное приобретение по тем временам.

На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия «Выставки декоративного искусства» в Париже он смотрится как элегантный парижанин в необходимой тройке и шляпе. На кинопробах фильма Эйзенштейна «Старое и новое» Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев. Родченко в кожаном пальто и шапке-шлеме (это пальто Родченко носил на протяжении 30 лет). Степанова заразительно смеется, запрокинув голову в большой кепке. Они похожи на этой фотографии на голландских архитекторов или художников из группы «Де стиль».

Сам Родченко в 1930-е и 1940-е годы был внимателен к одежде и сохранял свой стиль. Он рано облысел и его трудно представить с пышной шевелюрой. Такая же бритая голова у Маяковского, Третьякова, архитектора Александра Веснина. Одежда Родченко была частично покупной — краги, ботинки, галстуки, частично сшита Степановой из плотной шерстяной ткани или плотной фланели. Одежда должна была служить долго и быть удобной. Стиль одежды Родченко на протяжении всей жизни — конструктивистский, универсальный для всех случаев.

У Степановой отношение к костюму, возможно, было более стихийным. Она умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал — то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки.

Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик, она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи. В костюме из такой же материи стоит рядом с Лилей и молодая Луэлла Краснощекова. Здесь и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье, в котором Лиля Брик позирует обнаженной в духе Айседоры Дункан. Какие-то платья из грубой холстины она шила в ателье у Ламановой. Для поездок на автомобиле «Рено» она купила шапочку, перчатки, специальное платье. Лиля гордо говорила, что она единственная женщина в Москве, за исключением жены французского посла, которая водит машину.

У каждого персонажа из круга Родченко — свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое.

Александр Лаврентьев

ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ

Информация для музеев и выставочных площадок

Количество экспонатов: 81
Необходимая площадь: 150-200 кв.м.
Пример договора
Пример гарантийного письма
Приложение о выставке

Контактное лицо:
Юлия Бейгун
+7 (495) 637-11-22 доб. 218
beigun@mdf.ru