Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из коллекции Фонда Синара

Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из коллекции Фонда Синара

Андрей Хлобыстин. Портрет Тимура
Новикова. 1986 Оргалит, смешанная техника.
Из собрания Фонда поддержки и реализации
культурных инициатив Синара Виктор Пивоваров. Из серии «Квартира 22».
1992 Оргалит, масло. Из собрания Фонда
поддержки и реализации культурных
инициатив Синара Виктор Пивоваров. Яблоко. 1971 Бумага,
акварель. Из собрания Фонда поддержки
и реализации культурных инициатив Синара Иван Чуйков. Окно № XXXXVI. 2000 Оргалит,
дерево, акрил. Из собрания Фонда поддержки
и реализации культурных инициатив Синара Илья Кабаков. Композиция с цветами. 2017
Холст, масло. Из собрания Фонда поддержки
и реализации культурных инициатив Синара Павел Пепперштейн. Головы орлов. 1993
Холст, масло. Из собрания Фонда поддержки
и реализации культурных инициатив Синара Сергей Мироненко. Art from Russia out Fashion. 1990. Латунь, акрил, эмаль. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Тимур Новиков. Солнце над зимним
Ленинградом. 1988 Холст, масло. Из собрания
Фонда поддержки и реализации культурных
инициатив Синара

Андрей Хлобыстин. Портрет Тимура Новикова. 1986 Оргалит, смешанная техника. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Виктор Пивоваров. Из серии «Квартира 22». 1992 Оргалит, масло. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Виктор Пивоваров. Яблоко. 1971 Бумага, акварель. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Иван Чуйков. Окно № XXXXVI. 2000 Оргалит, дерево, акрил. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Илья Кабаков. Композиция с цветами. 2017 Холст, масло. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Павел Пепперштейн. Головы орлов. 1993 Холст, масло. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Сергей Мироненко. Art from Russia out Fashion. 1990. Латунь, акрил, эмаль. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Тимур Новиков. Солнце над зимним Ленинградом. 1988 Холст, масло. Из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара

Москва, 27.09—30.11.2025

до окончания выставки — 18 дней

Поделиться с друзьями




О выставке

Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из собрания Фонда Синара

Соорганизатор: Фонд поддержки и реализации культурных инициатив Синара


Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из собрания Фонда Синара». Выставка продолжает многолетнюю стратегическую программу музея «Частные коллекции в МАММ».

Фонд Синара был основан в 2022 году. Сегодня он управляет собранием из более чем 2 000 произведений, представляющих различные периоды истории отечественного искусства с конца XIX века. В коллекции Фонда Синара также находятся знаковые работы классиков российского современного искусства — именно эти произведения показаны на выставке в МАММ. 

Название выставки отсылает к работе Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» (1986). В 1988 году она участвовала в легендарном аукционе «Сотбис» в Москве, который стал поворотным событием в художественной жизни СССР и открыл миру современное русское искусство, долгое время находившееся за железным занавесом. Картина Брускина, представляющая собой визуальный каталог знаков и символов советской эпохи, была продана за рекордную сумму и сразу же обрела статус культового произведения.

Работы из собрания Фонда Синара, представленные на выставке, отражают основные, «фундаментальные» художественные стратегии и направления современного отечественного искусства.

Экспозиция охватывает период с 1950-х по 2020-е годы и объединяет художников, определивших развитие современного отечественного искусства. Среди них — некогда представители неофициальной культуры, а сегодня признанные классики российского и мирового искусства Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Леонид Соков, Михаил Рогинский и др. 

На выставке также показаны произведения художников следующего поколения, чье творчество сформировалось накануне и во время Перестройки, прежде всего — в легендарном сквоте на Фурманном переулке. Это три участника знаменитой группы «Мухоморы» — Константин Звездочетов, Сергей и Владимир Мироненко, — а также Сергей Волков. Именно их творчество во многом было стилеобразующим для московской арт-сцены конца 1980-х – 1990-х годов. 

Признанным лидером ленинградской художественной жизни с 1980-х до 2000-х годов был Тимур Новиков. В собрании Фонда Синара есть как его живопись, так и знаменитые аппликации на ткани и шелкографии. 

Также в экспозиции представлены работы художников, формирующих художественный ландшафт последних десятилетий, — Павла Пепперштейна, Ирины Кориной, Александры Паперно и др.

Во второй половине 1950-х – 1970-х годах активно развивались послевоенная советская абстракция, кинетизм, оп-арт, метафизическая живопись, московский концептуализм, соц-арт и др. Эти изобразительные системы существовали параллельно официальной художественной доктрине. 

В 1980-е годы, сопровождавшиеся политическими и общественными переменами, в отсутствие частных галерей и музеев современного искусства художественная жизнь сосредоточилась в мастерских и сквотах. Художники занимали расселенные дома, предназначенные для сноса или ремонта. В 1985 году в Москве появился сквот на Фурманном переулке, ставший важнейшим центром актуального искусства эпохи Перестройки. В нем находились мастерские Владимира и Сергея Мироненко, Константина Звездочетова и многих других. Именно на Фурманном фотограф Сергей Волков начал заниматься живописью и уже в 1990 году стал участником 44-й Венецианской биеннале современного искусства.

В те же годы одной из главных художественных сил Ленинграда была группа «Новые художники». Вслед за призывами футуристов 1920-х годов бросить классиков с корабля современности идеолог «Новых», художник и культуртрегер Тимур Новиков заявлял: «Кто не с новыми — тот стар. Он — материал для перекомпозиции». Сформулированный им метод перекомпозиции был направлен на то, чтобы «организовать новое искусство из старого». Неслучайно именно слова «перестройка» и «перекомпозиция» обрамляют портрет Новикова, созданный Андреем Хлобыстиным — замечательным художником, историком искусств, куратором, творчество которого аккумулировало основные элементы пластического языка «Новых художников».  

Художники, определяющие актуальное состояние современного искусства, с одной стороны, продолжают и развивают традиции и творческие методы, сложившиеся ранее. С другой — разрабатывают собственные изобразительные и концептуальные языки, обращаясь к различным культурным контекстам и кодам. Так, например, Ирина Корина в серии «Временные явления» (2016) отсылает к образам советской эпохи, используя узнаваемые шрифты 1920–1980-х годов и превращая свои графические объекты в подобие советских календарей. В своем творчестве к темам времени и памяти обращаются Иван Плющ и Александра Паперно.

История современного российского искусства до сих пор не написана и недостаточно отрефлексирована. Сегодня частные собрания играют важную роль в систематизации и теоретическом осмыслении современных художественных практик. Несмотря на то, что в коллекциях крупнейших российских музеев, таких как Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, MAMM, MMOMA есть произведения ведущих отечественных авторов второй половины XX – начала XXI века, основная масса работ наших классиков находится в частных коллекциях. Собрание Фонда Синара формируется из произведений, приобретенных как в России, так и за рубежом. Часть работ, представленных на выставке, показывается в России впервые, что позволяет расширить наши знания о современном отечественном искусстве. 

_____________________________________________________________________

Фонд поддержки и реализации культурных инициатив Синара был основан в 2022 году с целью содействия развитию современного искусства и поддержки творческих инициатив. За время своей работы фонд стал ключевым партнером ведущих российских музеев, театров и фестивалей. Его проекты способствуют формированию открытого диалога между искусством и обществом. 

Основной выставочной и просветительской площадкой Фонда является пространство Синара Арт на базе культурно-выставочного комплекса Синара Центр в Екатеринбурге. Синара Арт — одна из ведущих культурных институций Урала, фокусирующаяся на современном искусстве.



При поддержке

sinara

Генеральные радиопартнеры

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ruMagenta