Валерий Плотников. Владимир Высоцкий. 1976 Бромсеребряная печать. Предоставлено Фондом Still Art
Валерий Плотников. Андрей Миронов. 1982 Архивная пигментная печать. Предоставлено Фондом Still Art
Валерий Плотников. Иосиф Бродский. 1981 Архивная пигментная печать. Предоставлено Фондом Still Art
Валерий Плотников. Алиса Фрейндлих. 1983 Архивная пигментная печать. Предоставлено Фондом Still Art
Валерий Плотников. Ленком. 1989 Архивная пигментная печать. Предоставлено Фондом Still Art
Валерий Плотников. Микаэл Таривердиев. 1983 Бромсеребряная печать. Предоставлено Фондом Still Art
Валерий Плотников. Михаил Барышников. 1974 Бромсеребряная печать. Предоставлено Фондом Still Art
Валерий Плотников. Олег Меньшиков и Сергей Бодров. 1996 Архивная пигментная печать. Предоставлено Фондом Still Art
до окончания выставки — 49 дней
ВАЛЕРИЙ ПЛОТНИКОВ
Герои своего времени
Куратор: Ольга Свиблова
Проект реализован по инициативе и при поддержке Фонда Still Art
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2025» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Герои своего времени» классика портретной фотографии Валерия Плотникова — автора сотен портретов выдающихся деятелей советского и российского искусства, включая Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, Святослава Рихтера, Олега Янковского, Вячеслава Зайцева и др.
Легендарный кинорежиссер Григорий Козинцев точно определил Плотникова как фотографа-режиссера, который «задумывает фотографию как постановку». Каждый его снимок — сжатый до одного кадра фильм или спектакль. Каждая деталь художественного пространства — продумана и осмыслена. Встречаясь со своим героем, Плотников создает для него индивидуальную среду: подбирает нужный фон, одежду, прическу, позу, реквизит, не оставляя места случайностям. «Верно найденный образ позволяет найти верное ощущение себя», — считает фотограф.
Валерий Плотников родился в 1943 году в эвакуации в Барнауле. В 1945 году его семья вернулась в Ленинград. Окончив Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств, в 1964 году Плотников поступил во ВГИК на операторский факультет, где увлекся фотосъемкой. Его первыми моделями стали институтские приятели — будущие знаменитые режиссеры Сергей Соловьев, Лев Додин, драматург Эдуард Володарский. После окончания института Плотников занялся фотографией профессионально.
Фотограф вспоминал, что еще в юности «умел угадывать значимость человека». Этот талант помог осуществить амбициозную мечту: сохранить для будущих поколений лица героев своего времени. Плотников снимал портреты как восходящих звезд, так и «уходящей натуры». Его интересовал самый широкий круг представителей богемы и творческой интеллигенции: от любимцев публики актеров Андрея Миронова и Михаила Боярского до академика Дмитрия Лихачева и великого виолончелиста Мстислава Ростроповича.
Одним из главных героев Плотникова был Владимир Высоцкий — суперзвезда и кумир эпохи. Впервые фотограф запечатлел его во время концерта в 1967 году. Высоцкий не любил фотографироваться, но, увидев снимки, согласился на отдельную фотосессию. Плотников стал, по сути, его фотобиографом и сделал 283 черно-белых и 7 цветных портретов. Фотограф снимал Высоцкого на протяжении 13 лет, вплоть до самой его смерти — последние кадры были сделаны в день прощания с актером и поэтом 28 июля 1980 года. Благодаря Высоцкому Плотников познакомился с режиссером Юрием Любимовым — реформатором российского театра, основателем популярнейшего Театра на Таганке, попасть в который в 1970-е годы было настоящим событием. Вскоре Плотников стал, по его собственному выражению, «придворным фотографом Таганки».
Работы Плотникова постоянно печатались на обложках ведущих советских журналов, среди которых «Театр» и «Советский экран» — главное издание о кино, выходившее миллионными тиражами. Вырезки с фотографиями Плотникова украшали многие квартиры в Советском Союзе.
Выстраивая драматургию снимка, Плотников обращается к лучшим образцам изобразительного искусства: живописи ван Дейка и Рембрандта, портретам Валентина Серова, Льва Бакста, работам признанных мастеров портретной фотографии XIX века, снимавших в павильонах и ателье.
Намеренная театральность, картинность композиций и жесткие предлагаемые
обстоятельства, в которые Плотников помещает своих героев, парадоксальным образом проявляют их психологию. Выразительные черно-белые кадры приковывают внимание, заставляя вглядываться в лица моделей. «Персонажи Плотникова живут в какой-то другой реальности. Отчасти в сказках, в вымышленных пейзажах, интерьерах. Он снимает человека таким, каким этот человек хотел бы быть», — рассказывал фотограф Юрий Рост.
Творческие эксперименты Плотникова 1970–1980-х годов предвосхитили появление фэшн-фотографии, которая возникла в России только в середине 1990-х. Герои его работ вспоминают, что попасть в объектив к Плотникову означало получить знак высшего признания в мире искусства. Его снимки стали ценным визуальным документом эпохи, благодаря которому можно проследить историю отечественной культуры второй половины XX – начала XXI века.
Все фотографии предоставлены Фондом Still Art.