Выставка «Диалоги о природе» представляет работы двух немецких мастеров — фотографа Карла Блосфельдта, автора международного бестселлера «Виды искусства в природе» (1928), сделавшего общепризнанный вклад в историю фотографии, и художника-графика Эккерхарда Велькенса, которые, живя в разное время, вдохновлялись в своем творчестве совершенством природы. В экспозицию включено 70 фотографий Блосфельда и более 20 рисунков Велькенса, которые в едином выставочном пространстве вступают в диалог.
Карл Блосфельдт
После окончания гимназии Блосфельдт получил стипендию на обучение в педагогическом институте при Берлинском Музее искусств и ремесел. Там он познакомился с преподавателем Морицем Мойререм
С помощью своих фотографий Блосфельдт проводит связь с искусством гербария, в котором высушенные растения тщательно каталогизируются по названию, дате и месту, где их обнаружили, и располагаются по альбомам и ящикам в соответствии с ботанической системой классификации. Одно время ни одна уважающая себя коллекция естественной истории не обходилась без гербариев, но в наши дни биология смотрит на такой способ классификации растений как на реликвии прошлых веков.
Рисунки Эккехарда Велькенса, художника, работающего в наши дни в городе Айфеле, выглядят именно как старинные иллюстрации к естественнонаучным трактатам. Дырчатая лёгкость базальта, шершавая корка рога, хрупкость сухого листка, оперение мёртвого канюка — всё это с чрезвычайной отчётливостью изображено на его рисунках. Любая форма материальности, любое пространственное различие, любая точка перелома, любой признак начинающегося разложения — всё превращается у Велькенса в рисунок. Художник с невероятным упорством миллиметр за миллиметром прорабатывает тончайшие нюансы тона, и в то время как с помощью фотоаппарата тот же объект можно скопировать за считанные секунды, это представляется почти анахронизмом. В современном мире время стало редким и особенно драгоценным богатством, однако у Велькенса работа над одним рисунком может занимать от нескольких дней до месяцев.
1865 — Карл Блосфельдт родился 13 июня в Шило (Гарц).
1881/1884 — Ученик по специальности «художественное литье» на чугунолитейном предприятии в Мегдешпрунге; ранние произведения — подражание природе.
1898 — Блосфельдт назначен преподавателем «ботанического рисунка в декоративных искусствах» в Учебном институте при Королевском музее прикладного искусства.
1920/1921 — В штатном расписании Блосфельдт упомянут как профессор. В 1922 г. ему вручен диплом, подтверждающий это звание.
1926 — Художественная галерея Нирендорфа в Берлине представляет подборку фотографий растений Карла Блосфельдта, а также скульптуры и маски из Африки и Новой Гвинеи и произведения живописца и графика Ричарда Янтура.
1928 — «Urformen der Kunst» («Прототипы искусства») выходит в издательстве Ernst Wasmuth при содействии галериста Карла Нирендорфа. Под таким же названием организована выставка в институте.
1929/1930 — Вслед за чрезвычайным успехом «Прототипов искусства» книга выходит на английском [Art Forms in Nature] и французском языках [La plante] в Америке и Швеции [Konstformer i naturen]. Выставки проходят в Баухаузе в Дессау и галерее Цвеммера в Лондоне.
1930 — Блосфельдту присваивается статус почетного профессора. Его выставки проходят в Городском музее Морицбурга, Халле и галерее Уоррена в Лондоне.
1932 — «Wundergarten der Natur» («Волшебный сад природы»), вторая книга Блосфельдта, выходит в свет с пояснительным текстом автора в берлинском искусствоведческом издательстве. Публикуется издание второй книги в Англии и в Америке («Art forms in nature: second series»).
Карл Блосфельдт умирает 3 декабря 1932 г.
Родился в 1963 году в Кельне, Германия, в семье художника и камерной певицы.
Учился на каменотеса и скульптора в Кельне. После окончания школы интенсивно занимался рисованием.
Изучал историю искусств и графический дизайн в Кельне. В это же время выполнял многочисленные графические работы и заказы.
С 1993 работал в качестве свободного графика и иллюстратора для издательств, рекламных агенств, архитектурных организаций, промышленных учреждений.
В 1996 переезд в город Аремберг (Аremberg) в области Айфель (Eifel) на границе Германии с Бельгией.
C 1998 занимается исключительно рисованием и творческой деятельностью.
Персональные выставки:
2000 монастырь Штайнфельд (Steinfeld) в г. Калль
2003 Собор г. Регенсбурга (Regensburger Dom)
При поддержке Государственного министерства строительства, Художественного собрания епископата Регенсбурга, Музея сакрального искусства в г. Кельне и Сокровищницы Кельнского собора
2004 Бывший монастырь Цеденик (Zehdenick) в окрестностях Берлина
При поддержке Государственных музеев и художественных собраний Пруссии и проф. Хельмута Берщ-Зупана
2005 монастырь Штайнфельд (Steinfeld) в г. Калль
При поддержке Общества Николая Кузанского (г. Трир) и Рейнского общества защиты и охраны памятников
С 2005 в сотрудничестве с Обществом Николая Кузанского (Трир) разрабатывает концепцию серии персональных выставок " De Visione Dei — vom Sehen zum Betrachten" (Взгляд Божий — От взгляда к созерцанию)
2007 Дом-музей Николая Кузанского (г. Бернкастель-Куз на Мозеле)
При поддержке Общества по изучению наследия Николая Кузанского, Института Николая Кузанского при Трирском университете, Городского управления родного города Николая Кузанского Бернкастель-Куз, Министерства образования Германии (в контексте исследовательских работ, осуществляемых в рамках проводимого министерством «Года гуманитарных наук»)
2009 Церковь Св. Флорина (Florinskirche) в г. Кобленц
При поддержке Евангелического церковного объединения города Кобленца, Городского управления Кобленца, Фонда культуры города Кобленца
2010 Базилика Св. Гереона (St. Gereon) в г. Кельне
При поддержке «Общества содействия образованию взрослых» епископата города Кельна, AЛАНУС-института в Бонне, Центра европейской истории философии города Бернкастель-Куз, Общества поддержки романских церквей города Кельна
14 февраля в 19:00 состоится встреча с художником Эккехардом Велькенсом.
Вход свободный. Регистрация на mk@mdf.ru.
© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва.Все права защищены, 1997—2013