Захватывающая галерея фотопортретов, снятых молодой немецкой девушкой-фоторепортером, полной жизни и открытой миру, представляет зрителю некоторых из выдающихся деятелей ХХ века, в частности великих представителей панорамы культурной жизни
Невозможно, например, остаться безучастным перед фотографиями Эрнста Хемингуэя, сделанными во время его пребывания в Финка Вихья на Кубе, или перед портретом Греты Гарбо, выхваченной фотографом на улицах Нью-Йорка. Она абсолютно погружена в свои мысли, лицо ее почти скрывает шляпка-колокол. Фотография молодого Ричарда Аведона, поправляющего платье модели Дориан Лиег, говорит о том же.
Снимки захватывают зрителя и помещают его как бы в центр событий, рядом с героем фотографии, приобщая его к тому, что он делает. Все это выходит за рамки официоза, привычного публике того времени, и от которого даже сегодня не все готовы отказаться, когда речь идет о публикации в прессе.
Инге Шенталь подходит очень близко к фотографируемым, но всегда с уважением, сама находится под влиянием их обаяния, но в ее работах всегда чувствуется интерес, желание дойти до сути, которые всегда выходят за рамки привычного фотопортрета. В этом видна ее способность устанавливать особые отношения, тонкие связи, которая проявляется до сих пор в ее книгоиздательской деятельности.
После встречи со своим будущим мужем, Джанджакомо Фельтринелли, Инге Шенталь оставила фотографию и пошла другой дорогой. Она занялась издательской деятельностью и сменила профессию, но осталась верна своим взглядам, уделяя особую роль иллюстрациям и фотографиям, маленьким кусочкам мозаики, из которых складывается порой целая жизнь человека, его дружеские и семейные связи, неповторимые моменты бытия.
Каждый фотопортрет, представленный на выставке, является свидетельством знаменательных встреч. Некоторые из них впоследствии переросли в личную дружбу. Каждый снимок — это кусочек мозаики коллективной истории, написанной и его героями тоже.
Паола Риккарди
Для многих итальянцев моего поколения Инге Фельтринелли — это легенда. Лицо и душа самого прогрессивного итальянского издательства, женщина необычайной смелости и неутомимой целеустремленности, искрометной иронии, неординарной красоты и неоспоримого обаяния.
Представьте мою радость, когда двадцать пять лет тому назад на приеме в миланской галерее Маркони по случаю открытия выставки «Современные советские художники», которую я помогла организовать, владелец галерей Джорджо Маркони познакомил меня с ней. Она сидела, помню, рядом с Умберто Эко, еще одной легендой моего поколения и не только. Маркони представил меня, Инге тепло улыбнулась, похвалила выставку. Я, сконфуженная, пожала руку сначала ей, а затем Умберто, ответила слишком широкой улыбкой, прошептала банальное «спасибо-спасибо» и отошла от них, как в тумане.
Долгие годы Инге продолжала появляться в газетах, на телевидении, и в культурной хронике. Много времени спустя я познакомилась с ее сыном Карло, и мы стали хорошими приятелями. Три года назад, когда вышел документальный фильм «Inge Film», Карло пригласил меня на премьерный показ. Я вновь увидела Инге, она сидела на поребрике эстрады в одном из своих любимых пиджаков оранжевого цвета, похожая на вечно спешащую студентку, готовую вскочить и побежать в любой момент навстречу новому приключению. Она выступила перед премьерой и в очередной раз покорила публику.
Во время демонстрации фильма я сидела в темном зале и все время думала, что ХОЧУ показать этот фильм в России. Я не раз предпринимала безуспешные попытки осуществить это, и только в прошлом году, благодаря давним дружеским отношениям с Ольгой Свибловой, и менее давней дружбе с Екатериной Иноземцевой, возникла идея включить проект в Фестиваль «Мода и Стиль в Фотографии». Показать фотографии Инге Шенталь Фельтринелли и фильм о ней в одном выставочном пространстве, познакомить зрителя с ее долгим и захватывающим рассказом про себя, про семью, про издательство и про культурную жизнь Италии во второй половине ХХ века. Подчеркиваю девичью фамилию Шенталь потому, что Инге, которая после замужества с Джанджакомо Фельтринелли стала одным из наиболее важных персонажей международного издательского мира, до встречи с супругом была очень известным фоторепортером. Но прежде всего девушкой любопытной и храброй, которой удалось запечатлеть Хемингуэя в его кубинском доме и сделать несколько наиболее удачных фотографий писателя. В то время ее все знали именно как Инге Шенталь.
Уверена, что московская публика оценит работы, личность и обаяние этой необыкновенной женщины, которая была, есть и будет, прежде всего, ИНГЕ.
Кристина Барбано
Куратор выставки
Февраль 2013
© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва.Все права защищены, 1997—2013