VII Московская международная биеннале

Мода и стиль в фотографии 2013

21.02 - 19.05

Август Зандер
Портрет. Пейзаж. Архитектура

Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии

Остоженка, 16 карта
+7 (495) 637-11-00
Все дни кроме понедельника 12.00-21.00
Авгут Зандер.
Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931 г. 
Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925 г. 
Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г. 
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Художник (Готфрид Брокманн), 1924 г. 
Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Кондитер, 1928 г. 
Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Нотариус, 1924 г. 
Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Рауль Хаусман в образе танцора, 1929 г.
Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г. 
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Цирковые работники, 1926-1932 гг. 
Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Цветок , 1930 г.
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne
Август Зандер.
Вид на остров Нонненверт, 1930 г.
© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur – August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013.
/ Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

О выставке

Август Зандер. Портрет. Пейзаж. Архитектура

«По своей природе фотография — это документальное искусство», — заявил Зандер в 1931 году во время одной из радио-лекций, выразив таким образом свое творческое кредо, которому он оставался верен до конца жизни. Славой и статусом мэтра Зандер обязан масштабной портретной серии, над которой он начал работать еще в самом начале своей карьеры. Портреты немецкого фотографа представляют собой фронтальные, как правило довольно строгие снимки с тщательно продуманной композицией, напрочь лишенные какой-либо зрелищности и эффектности. Зандер умел схватывать индивидуальность и характерные черты своих героев, при этом всегда открыто указывая на их принадлежность той или иной социальной группе. Таким образом, его фотографии — это не просто коллекция портретов, а полноценный социальный срез Германии межвоенной эпохи и интереснейший исторический документ.

В начале двадцатых годов Август Зандер много общается с представителями немецкого художественного авангарда, в частности с Отто Диксом, ставшим одним из его близких друзей. Деньги, которые приносят коммерческие заказы, позволяют Зандеру в свободное время работать над грандиозным документальным проектом «Люди двадцатого столетия», задачей которого является составление типологии современных немцев и создание социального портрета эпохи. Персонажей для фотографий он отбирает среди знакомых и клиентов.

Зандер не мыслит человека в отрыве от окружающей его среды, поэтому параллельно с портретной фотографией он активно занимается изучением фауны и работает над топографическим описанием немецких территорий. В 1933 году фотограф начинает выпускать тематические альбомы, посвященные различным областям Германии, в том числе долине Рейна. Несмотря на то, что как топограф Август Зандер не достигнет широкой известности, его с полным правом можно считать предтечей современной ландшафтной и архитектурной фотографии.

Творческая манера Зандера, его методичность, объективность и особое отношение к работе над сериями оказали огромное влияние на таких мастеров, как Уолкер Эванс, Ирвинг Пенн, Диана Арбус, Роберт Франк, Бернд и Хилла Бехер, Томас Руфф, Томас Штрут и Андреас Гурски.

Настоящая выставка была задумана внуком фотографа Гердом Зандером, чья работа продолжается сегодня правнуком Августа Зандера Джулианом Зандером. Выставка организована совместно с галереей Приски Паскер (Кёльн), а также Театром фотографии и изображения Шарля Негра (Ницца). Куратор выставки Джулиан Зандер.

В ноябре 1927 года, отвечая на вопрос о том, что подтолкнуло его к созданию «Людей двадцатого столетия», Август Зандер написал: «Видеть, наблюдать и думать». Эти три слова с детства запали в душу Герда Зандера, который вслед за отцом решил посвятить себя сохранению, описанию и популяризации художественного наследия своего деда.

Август Зандер. Биография

17 ноября 1876 года в городе Хердорфе в семье Августа Зандера и Юстины Зандер, урожденной Юнг, рождается сын Август. Август Зандер-старший работает крепильщиком в шахте. Позднее он получит инвалидность и будет вынужден оставить работу. Маленький Август растет в окружении шести братьев и сестер и посещает местную школу.

1890-1896. Юный Зандер трудится чернорабочим на железном руднике в Хердорфе. Знакомство с профессиональным фотографом из Зигена пробуждает в нем интерес к фотографии, и вскоре при финансовой поддержке дяди он покупает свою первую аппаратуру.

1897-1909. С 1897 по 1899 год Август служит в армии, параллельно обучаясь фотографированию у Георга Юнга. После окончания службы он много путешествует. Судьба заносит его в Берлин, Магдебург, Галле, Лейпциг и Дрезден. Все эти годы он работает в различных фотостудиях, а также увлекается живописью. В 1902 Зандер становится совладельцем, а через некоторое время единоличным владельцем фотостудии в австрийском городе Линце. Примерно с 1904 по 1909 год он состоит в Союзе художников Верхней Австрии. Работы, которые он выполняет в своей «Мастерской фотографических картин», регулярно участвуют в выставках и получают награды. В 1902 году Август женится на Анне Зайтенмахер, и вскоре у пары рождаются сыновья Эрих (1903) и Гунтер (1907).

1910-1920. Семья Зандеров перебирается в Кёльн и открывает фотостудию в районе Линденталь по адресу Дюренер штрассе, 201. В 1911 году у Зандеров рождаются близнецы Зигрид и Гельмут, однако Гельмут не выживает. В эти годы Зандер много фотографирует жителей Вестервальда — горного района между Кёльном и Франкфуртом. Позднее эти портреты войдут в серию «Люди двадцатого столетия». Начинается Первая мировая война, Август призван в армию и вернется домой лишь в 1918 году. Во время его отсутствия делами студии занимается Анна Зандер.

Начиная с 1920 года Зандер много общается с кёльнской Группой прогрессивных художников, в частности с Францем Зайвертом и Генрихом Герле. Постепенно у него зарождается концепция серии «Люди двадцатого столетия». В 1927 году Зандер вместе с писателем Людвигом Матером отправляются на Сардинию, где они работают над книгой о жизни острова. В ноябре того же года в Кёльнском объединении художников проходит первая выставка фотографий из серии «Люди двадцатого столетия». Некоторые фотографии будут опубликованы два года спустя в альбоме «Лицо нашего времени». В 1931 году Зандер выступает на Западногерманском радио с шестью лекциями, в которых рассуждает о природе фотографии и будущем фотоискусства. В 1934 году сын Зандера Эрих, являющийся членом запрещенной Социалистической рабочей партии Германии, арестован по доносу и приговорен к десяти годам тюрьмы. «Лицо нашего времени» изымается из продажи, а все типографские пластины книги уничтожаются. С 1933 по 1935 год в издательствах «Шванн» (Дюссельдорф) и «Хольцварт» (Бад-Ротенфельде) выходит серия из шести брошюр, каждая из которых посвящена определенной области Германии. В них можно увидеть фотографии Августа Зандера, а также несколько фотографий Эриха Зандера, сделанных во время работы в семейной фотостудии. Большинство снимков относятся к жанру ландшафтной и архитектурной фотографии. В эти годы Зандер также много фотографирует растения и различные части тела (например, руки), регулярно выполняет заказы в жанре промышленной и рекламной фотографии. После начала Второй мировой войны Август и Анна вынуждены покинуть Кёльн. В 1942 году они начинают постепенно перевозить все свое имущество в местечко Куххаузен в Вестервальде. Кельнская студия Зандера разрушена в ходе бомбардировок.

1944-1946. В 1944 году в тюрьме города Зигбурга в результате осложнений от острого аппендицита умирает Эрих Зандер. В январе 1946 года во время пожара погибают 25000-30000 негативов, по-прежнему хранящихся в подвале кельнского дома Зандеров. Все это время Зандер поддерживает связь со своими кельнскими друзьями и, несмотря на отсутствие элементарных рабочих условий, продолжает осуществлять различные фотопроекты.

1951-1962. В 1951 году по инициативе журналиста и куратора Фрица Грубера на втором кельнском салоне Фотокино проходит ретроспектива работ Августа Зандера. На следующий год фотографа посещает глава отдела фотографии нью-йоркского Музея современного искусства Эдвард Стайхен. Отобранные Стайхеном работы будут показаны на знаменитой выставке «Род человеческий», состоявшейся в 1955 году. В 1953 году мэрия Кельна приобретает у Зандера серию «Кельн — каким он был». В 1958 Зандер становится почетным гражданином своего родного города Хердорфа. В 1959 году выходит номер швейцарского журнала Du, посвященный Августу Зандеру. В 1960 году Зандер получает Крест первой степени «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», а в следующем году — премию в области культуры Немецкого фотографического общества. В 1962 году выходит в свет фотоальбом «Зеркало Германии: люди двадцатого столетия» с предисловием Генриха Лютцелера.

1957. Анна Зандер умирает 27 мая в Куххаузене.

1964. Август Зандер умирает 20 апреля в Кёльне.


Фото с вернисажа

Стратегический партнер


ПРИ поддержке


стратегический информационный партнер

генеральный информационный партнер




оффициальный путеводитель фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2013»

Учредители

Правительство москвы

департамент культуры города москвы

мультимедиа арт музей, москва

музей московский дом фотографии

концепция и реализация

мультимедиа арт музей, москва

музей московский дом фотографии

При поддержке

Посольства США в России

Посольства Франции в России

Посольства Испании в России

Посольства Италии в России

Французского института

Института Сервантеса в Москве

Гёте-Института в Москве

Британского совета

Российской Академии художеств

Московского музея современного искусства

Музейно-выставочного объединения «Манеж»

Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»



© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва.Все права защищены, 1997—2013