«По своей природе фотография — это документальное искусство», — заявил Зандер в 1931 году во время одной из радио-лекций, выразив таким образом свое творческое кредо, которому он оставался верен до конца жизни. Славой и статусом мэтра Зандер обязан масштабной портретной серии, над которой он начал работать еще в самом начале своей карьеры. Портреты немецкого фотографа представляют собой фронтальные, как правило довольно строгие снимки с тщательно продуманной композицией, напрочь лишенные какой-либо зрелищности и эффектности. Зандер умел схватывать индивидуальность и характерные черты своих героев, при этом всегда открыто указывая на их принадлежность той или иной социальной группе. Таким образом, его фотографии — это не просто коллекция портретов, а полноценный социальный срез Германии межвоенной эпохи и интереснейший исторический документ.
В начале двадцатых годов Август Зандер много общается с представителями немецкого художественного авангарда, в частности с Отто Диксом, ставшим одним из его близких друзей. Деньги, которые приносят коммерческие заказы, позволяют Зандеру в свободное время работать над грандиозным документальным проектом «Люди двадцатого столетия», задачей которого является составление типологии современных немцев и создание социального портрета эпохи. Персонажей для фотографий он отбирает среди знакомых и клиентов.
Зандер не мыслит человека в отрыве от окружающей его среды, поэтому параллельно с портретной фотографией он активно занимается изучением фауны и работает над топографическим описанием немецких территорий. В 1933 году фотограф начинает выпускать тематические альбомы, посвященные различным областям Германии, в том числе долине Рейна. Несмотря на то, что как топограф Август Зандер не достигнет широкой известности, его с полным правом можно считать предтечей современной ландшафтной и архитектурной фотографии.
Творческая манера Зандера, его методичность, объективность и особое отношение к работе над сериями оказали огромное влияние на таких мастеров, как Уолкер Эванс, Ирвинг Пенн, Диана Арбус, Роберт Франк, Бернд и Хилла Бехер, Томас Руфф, Томас Штрут и Андреас Гурски.
Настоящая выставка была задумана внуком фотографа Гердом Зандером, чья работа продолжается сегодня правнуком Августа Зандера Джулианом Зандером. Выставка организована совместно с галереей Приски Паскер (Кёльн), а также Театром фотографии и изображения Шарля Негра (Ницца). Куратор выставки Джулиан Зандер.
В ноябре 1927 года, отвечая на вопрос о том, что подтолкнуло его к созданию «Людей двадцатого столетия», Август Зандер написал: «Видеть, наблюдать и думать». Эти три слова с детства запали в душу Герда Зандера, который вслед за отцом решил посвятить себя сохранению, описанию и популяризации художественного наследия своего деда.
17 ноября 1876 года в городе Хердорфе в семье Августа Зандера и Юстины Зандер, урожденной Юнг, рождается сын Август. Август Зандер-старший работает крепильщиком в шахте. Позднее он получит инвалидность и будет вынужден оставить работу. Маленький Август растет в окружении шести братьев и сестер и посещает местную школу.
Начиная с 1920 года Зандер много общается с кёльнской Группой прогрессивных художников, в частности с Францем Зайвертом и Генрихом Герле. Постепенно у него зарождается концепция серии «Люди двадцатого столетия». В 1927 году Зандер вместе с писателем Людвигом Матером отправляются на Сардинию, где они работают над книгой о жизни острова. В ноябре того же года в Кёльнском объединении художников проходит первая выставка фотографий из серии «Люди двадцатого столетия». Некоторые фотографии будут опубликованы два года спустя в альбоме «Лицо нашего времени». В 1931 году Зандер выступает на Западногерманском радио с шестью лекциями, в которых рассуждает о природе фотографии и будущем фотоискусства. В 1934 году сын Зандера Эрих, являющийся членом запрещенной Социалистической рабочей партии Германии, арестован по доносу и приговорен к десяти годам тюрьмы. «Лицо нашего времени» изымается из продажи, а все типографские пластины книги уничтожаются. С 1933 по 1935 год в издательствах «Шванн» (Дюссельдорф) и «Хольцварт» (Бад-Ротенфельде) выходит серия из шести брошюр, каждая из которых посвящена определенной области Германии. В них можно увидеть фотографии Августа Зандера, а также несколько фотографий Эриха Зандера, сделанных во время работы в семейной фотостудии. Большинство снимков относятся к жанру ландшафтной и архитектурной фотографии. В эти годы Зандер также много фотографирует растения и различные части тела (например, руки), регулярно выполняет заказы в жанре промышленной и рекламной фотографии. После начала Второй мировой войны Август и Анна вынуждены покинуть Кёльн. В 1942 году они начинают постепенно перевозить все свое имущество в местечко Куххаузен в Вестервальде. Кельнская студия Зандера разрушена в ходе бомбардировок.
1957. Анна Зандер умирает 27 мая в Куххаузене.
1964. Август Зандер умирает 20 апреля в Кёльне.
© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва.Все права защищены, 1997—2013