Эти альбомы до сих пор никем и нигде не издавались. Они бережно хранятся в семейном архиве. Корпус фотографий насчитывает 8000 снимков. Они все хронологически систематизированы, имеют дату и необходимую аннотацию, проставленные самой княгиней. Она автор практически всех фотографий, за исключением нескольких, снятых, вероятно, мужем Сципионом. Материалы чрезвычайно интересны своей свежестью, свободой, композиционной непринужденностью, непостановочностью. Снимки сделаны малоформатной любительской камерой, «Кодак» 1898 года (№ 2 Bulls-Eye Special, формата 3½ x 3½ дюйма). В них читается жадное любопытство, и не к одной себе, но ко всем без исключения окружающим, коих пред ней и мужем в их полных приключений путешествиях прошло неисчислимо (это Россия, Турция, Египет, Персия, Узбекистан, Афганистан, Китай, Япония). В них звучит честное отношение автора к себе и своему времени. Мировую войну княгиня, поступившая сестрой милосердия, наблюдала чуть ли не с передовых позиций. Снимки, иногда прямолинейные, даже простодушные, бесстрастно фиксируют факты. Порой весьма драматичные, как землетрясение в Авеццано 1915 года или работы по восстановлению Мессины (1913) после подземных толчков, разрушивших город в 1908 году.
Частное мнение, взгляд на вещи аристократичный, очень личный, интонационно сходный с работами ее прославленных современников Франческо Киджи или братьев Дзузеппе и Луиджи Примоли, признанных авторитетов в истории фотохроники итальянской столицы. Ценнейшие свидетельства эпохи, в которых сливается домашняя сокровенность рассказа о фигурах и событиях семейного масштаба с умением, зрелым, эмоционально насыщенным, запечатлеть в фотографическом снимке лица, ситуации и события очевидного общественного звучания.
Материал несомненного исторического и историко-фотографического значения, как часто бывает у знаменитых «дилетантов», настолько богат смыслами, что сам того не желая, выходит за рамки частной жизни и вплотную приближается к фотожурналистике.
Фотоаппарат — это мой инструмент.
С его помощью я придаю смысл тому, что меня окружает.
Андре Кертеш
В изящном фоторассказе княгини Анны Марии де Феррари, супруги Шипионе Боргезе, автобиографическое описание чувствительной и изысканной римской аристократки переплетается с историей Италии того времени, благодаря чему архив изображений двадцатого века пополняется новым и оригинальным документальным источником.
Анна Мария, дочь генуэзского герцога Гаэтано де Феррари и эрцегрецогини Марии Анненковой, а также приемная дочь российского императора, родилась в замке Монталлегро 23 марта 1874 г. В 1895 г. она выходит замуж за князя Шипионе Боргезе (Мильярино, 1871 — Флоренция, 1927), знаменитого путешественника, исследователя и альпиниста, который также был дипломатом, а с 1904 по 1908 гг. — депутатом итальянского парламента. В светской и литературной хронике он фигурировал прежде всего как человек, который в 1907 г. возглавил и привел к победе итальянский экипаж автомобиля Italo в легендарном авторалли Пекин-Париж .
В космополитичном и прогрессивно настроенном высшем свете эпохи fin de siècle княгиня увлеклась фотографией, которая по тем временам была технической новинкой. Возможно, ее вдохновил на это пример ряда выдающихся фотолюбителей, таких как братья Луиджи и Джузеппе Примоли. Анна Мария наверняка встречалась и общалась с ними, в том числе в Париже, где она провела первые годы своей супружеской жизни. Кроме того, свою роль сыграло и знакомство с другими фотографами, принадлежавшими к римской аристократии и крупной буржуазии: среди них, вероятно, был и князь Джованни Боргезе , ставший членом римской Ассоциации любителей фотографии (первой в Италии) со дня её основания в 1888 г.
В 1888 г. компания George Eastman Company (Рочестер) выпустила в продажу фотоаппарат ящичной конструкции, предназначенный для любителей и получивший широкое распространение благодаря доступности и удачному рекламному слогану «you press the button, we do the rest» [«вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное»]. Благодаря этим устройствам занятия фотографией на любительском уровне вышли на новый уровень популярности. Среди поклонников фотографии оказалась и Анна Мария, которая посвящала себя новому увлечению с систематическим постоянством, почти непрерывно, с 1898 г. и до самой кончины, преждевременной и внезапной, в 1924 г., на острове Гарда.
Как и во многих других случаях, интерес к фотографии основывался на стремлении зафиксировать мир в образах и сохранить память об ускользающих мгновениях, которые иначе бы безвозвратно стерлись из воспоминаний. Очень скоро этот интерес перерос в настоящую страсть, которая, однако, сдерживалась традиционным воспитанием и переживалась княгиней с той скромностью и застенчивостью, которые отличали многие благородные и достойные женские начинания в обществе того времени.
В отличие от братьев Примолии других своих знаменитых современников, (например, Франческо Киджи или Жака-Анри Лартига), которые нередко фотографировали на светских мероприятиях, экcпонировали свои работы публично и о которых уже в то время писала пресса, княгиня вверила свой «частный взгляд» на мир только своим фотоальбомам, которые с самого начала хранились в семье, среди других семейных реликвий, и которые наследники ревностно берегут по сей день в резиденции в Пантано, старинном имении рода Боргезе под Римом.
В общей сложности это более 8000 фотографий, которые княгиня аккуратно распределила по альбомам (их около 80), расположила в хронологическом порядке, подписала и датировала. Практически все эти фотографии сделаны ей самой, за исключением нескольких, относящихся к автомобильному путешествию 1907 г. и, вероятно, сделанных Шипионе .
Фотографии Анны Марии Боргезе представляют исключительный интерес. На фоне других примеров любительской съемки тех лет в ее работах на первый план выходит свобода и раскованность композиции, характерные для так называемых snapshots — моментальных снимков, выполненных с помощью небольших камер, в данном случае — No. 2 Bull’s-Eye Special, в формате 3½ x 3½ дюймов (9×9 см). Компания Kodak выпустила этот аппарат как раз в 1898 г., и он был верным спутником княгини на всём протяжении её жизни как «фотографа» .
Анна Мария была человеком застенчивым и чуждым каких-либо претензий на личную самореализацию или статус художника. Тем не менее, творческий подход и совершенно особая манера выразительности проявляются в каждом из этих многочисленных изображений: в них неожиданно обнаруживается спонтанное влияние пикториалистских и символистских тенденций, характерных для фотографии всего мира на рубеже XIX и XX вв. Эти тенденции закрепились и представляли собой — в особенности в Италии — основной ориентир для любительской и профессиональной фотографии на протяжении всей первой половины века, вплоть до завершения Второй мировой войны.
При этом Анна Мария ни разу не прибегала к пикториалистским манипуляциям, не уделяла особенного внимания правильности проявки и печати фотографий (по всей вероятности, она уже была в состоянии выполнять эти процедуры самостоятельно, поскольку ведущие предприятия тогдашней фотоиндустрии существенно их упростили), и в её работах можно уловить некий разрыв с идеализирующими и эстетизирующими тенденциями пикториалистской фотографии.
В реалистической и непосредственной передаче мгновенного снимка, в свободе ракурса, которую обеспечивала камера небольшого формата, и даже в искажениях и искривлениях, вызванных съемкой с помощью объектива с фиксированным фокусом проявляется интуиция Анны Марии: ей удалось выработать новые сочетания формальных элементов, умело используя игру освещения и структурирующие качества света, оказывая предпочтение геометрическому строению своих композиций и линейности, характерной для символизма ар-деко. И результаты, которых ей удалось добиться, очень близки к различным авангардным течениям, предвосхищая фотоэксперименты 1910-1920-х годов и опережая типичные приёмы и композиционные решения многих фотографов XX в. В едином корпусе ее снимков, невероятно эффектном и визуально последовательном, соединились натуралистические приемы импрессионистского толка и атмосфера прерафаэлитских портретов, созерцательные и символистские черты пикториалистской фотографии и конструктивное напряжение авангарда, эффектность и иконография модернизма и документалистские нотки.
В фотографиях Анны Марии Боргезе нашло свое отражение калейдоскопическое разнообразие объектов ее визуального интереса. Она путешествовала по России, Турции, Палестине, Сирии, Персии, Узбекистану, Афганистану, Египту, Китаю, Японии и Тунису , Среди ее фотографий можно найти портреты членов семьи и друзей, интерьеры и экстерьеры домов, где она жила, пейзажи знакомых ей мест (Булонский лес, остров Гарда, Мильярино, Пантано Боргезе), виды старинных городов Италии, сценки на борту корабля, заснятые в ходе протяженных морских путешествий, кадры из жизни города, сделанные в том числе и прямо из толпы, на рынках или железнодорожных вокзалах, натюрморты, составленные из предметов собственного быта, портреты собак и других домашних животных, сцены крестьянской жизни в семейных поместьях в Венгрии и на окружающих Рим равнинах, сцены охоты и спортивных развлечений или других важных событий, в частности — полет на аэроплане братьев Райт... Весь этот сюжетный материал прекрасно подходил для экспериментов с той иконографией мгновения, которая впоследствии заняла важнейшее место в любительской фотографии двадцатого века.
Особый корпус фотографий Анны Марии Боргезе связан с периодом Первой мировой войны. Она работала в Красном Кресте и мужественно запечатлевала происходящее в окопах, все ужасы, всю жестокость и разрушения войны и стала одной из первых женщин-фотографов, которые работали практически на передовой. Правдивость, искренность и строгость в подаче событий, свидетелем которых она становилась, внимание и склонность к документалистике присутствуют и в других ее снимках — например, землетрясения в Авеццано в 1915 г. и восстановительных работ в Мессине (1913 г.) после землетрясения 1908 г.
Таким образом, перед нами — редкий и драгоценный визуальный рассказ, в котором интимная, личная история сочетается обстоятельствами, ситуациями и событиями, представляющими публичный и общественный интерес. Это новое и оригинальное свидетельство, важное для истории вообще, а не только для истории фотографии.
© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва.Все права защищены, 1997—2013