В ранних сериях, посвященных хрустальным вазам и бокалам (1993), Валери Белен, в основном, исследовала оптический спектр объектов, оставаясь в рамках традиционного, фиксирующего подхода к фотографии. В ее новых работах, выполненных как в цвете, так и в черно-белой гамме, использование новых технологий позволили художнице представить образ в более свободной и выразительной форме — как, например, в изображении фокусников, танцоров и корзин с фруктами (2007).
Новые возможности, открытые в современной фотографии, постепенно изменили подход Валери Белен к визуализации объектов: теперь фотография — это не просто копия реальности, а средство выявления чистого образа, схваченного художницей «в самом сердце» своей модели. Ее фотоработы стремятся не только к построению фигуративного образа, но дают возможность испытать хрупкую границу между реальностью и иллюзией, выявить сверхъестественную природу ее портретов.
Творчество Валери Белен отличает точное следование традиционным правилам фотографии, в чем проявляется осознанное желание апроприации, материализации окружающей действительности. Изображение людей и вещей в ее произведениях отличает удивительный лаконизм, что значительно сужает нарративное поле и возможность какой-либо интерпретации работ фотографа. Творческий метод Валери Белен основан на скрупулезном повторении и варьировании одних и тех же образов. Фронтальный взгляд, радикальная двухмерность изображения, отсутствие контекста и крупный формат возводят предметы, которые фотографирует Валери Белен, в статус поистине канонических.
«Мое творчество можно описать как отчаянную попытку освоения действительности, где тело в широком смысле этого слова играет ключевую роль, — говорит Валери Белен о своем творческом кредо. — Если на моей фотографии нет тела, значит, на ней обязательно будет какая-нибудь фигура, своей формой наводящая на мысль о дематериализации и об отсутствии. Если же тело, напротив, зримо присутствует на снимке, то ему отводится либо роль декорации, либо роль объекта, в каком-то смысле тоже отсутствующего. Такое обращение с живым и неживым материалом напрямую связано с моей тягой к определенному виду фотографической абстракции. (...) Меня интересуют партикуляризм, метаморфозы тела, мелкие детали, однако, мое творчество выходит за рамки рассуждений об идентичности, я пытаюсь исследовать то, что мне кажется проявлением сущности объекта, то ощущение, от которого, как принято говорить, зависит „первое впечатление“».
Валери Белен родилась в 1964 году, живет и работает в Париже. За последние годы персональные выставки Валери Белен проходили в Фотографическом музее Антверпена (2011), Музее д’Орсэ (Париж, 2008), Музее Д’Элизе в Лозанне (2008), Европейском доме фотографии (Париж, 2008). Удостоена премии Paris Photo в 1997 году, премии Фонда CCF в 2000 году, в 2004 году вошла в шорт-лист премии Марселя Дюшана.
Мастер-класс фотографа состоится 27 февраля в 19:00, в МАММ (ул. Остоженка, 16).
Вход свободный.
Предварительная регистрация на mk@mdf.ru.
© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва.Все права защищены, 1997—2013