Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Андрей Гросицкий - Опознанный объект

Андрей Гросицкий
Опознанный объект

Андрей Гросицкий. Имитация
разрушенного станка. 2001 Холст, масло,
смешанная техника. Предоставлено фондом
«Прометей» Андрей Гросицкий. Агрегат № 7 1988
Оргалит, масло. Собрание А. и Н. Гросицких Андрей Гросицкий. Тюбик на зеленом.
2000 Холст, масло, смешанная техника.
Собрание А. и Н. Гросицких Андрей Гросицкий. Лампа. 1971 Оргалит,
масло, смешанная техника. Предоставлено
фондом «Прометей» Андрей Гросицкий. Колесо. 1988 Холст,
масло. Собрание Дениса Химиляйне

Андрей Гросицкий. Имитация разрушенного станка. 2001 Холст, масло, смешанная техника. Предоставлено фондом «Прометей»

Андрей Гросицкий. Агрегат № 7 1988 Оргалит, масло. Собрание А. и Н. Гросицких

Андрей Гросицкий. Тюбик на зеленом. 2000 Холст, масло, смешанная техника. Собрание А. и Н. Гросицких

Андрей Гросицкий. Лампа. 1971 Оргалит, масло, смешанная техника. Предоставлено фондом «Прометей»

Андрей Гросицкий. Колесо. 1988 Холст, масло. Собрание Дениса Химиляйне

Москва, 27.09—30.11.2025

до окончания выставки — 13 дней

Поделиться с друзьями

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Свернуть

О выставке

АНДРЕЙ ГРОСИЦКИЙ

Опознанный объект



Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Соорганизатор: Фонд «Прометей»  



Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика советского и российского искусства Андрея Гросицкого «Опознанный объект». Произведения художника находятся в крупнейших собраниях России, а также в отечественных и зарубежных частных коллекциях. 

Андрей Гросицкий родился в 1934 году в Москве, в 1959 году окончил МГХИ имени В. И. Сурикова и стал преподавать в Заочном народном университете искусств. Его коллегами были знаковые советские художники — Михаил Рогинский, Борис Турецкий и Иван Чуйков. Именно в это время в кругу единомышленников формируется уникальная стилистика Гросицкого, неразрывно связанная с интересом к непритязательной вещи, ее фактуре и парадоксальной «жизни» неживой материи. 

Внимание Гросицкого привлекают объекты обыденные: лампа, деталь рабочего станка, тюбик из-под краски, корыто, молоток, мясорубка, ключ, обрывок ткани… Этот неподдельный интерес и чуткость к предметам повседневного обихода разделяли и другие советские художники-нонконформисты, однако живописная манера и композиционные решения Гросицкого поистине уникальны. Предметы быта художник изымает из их привычного контекста и помещает на монохромный фон, тем самым не только создавая «парадные портреты вещей», но и остраняя их. Порой его парадные портреты приобретают фантастический флер: грубая деталь некого механизма отрывается от своего постамента и начинает левитировать на фоне трепетно-тревожного голубого цвета. Суровая индустриальность объектов Гросицкого фонит меланхоличной фантастикой, подобно тому как в фильме «Сталкер» ржавый металл из Зоны таит в себе иномирную жизнь. Остраненные предметы быта воспринимаются нами как инопланетные агрегаты — лишь присмотревшись мы можем вновь опознать в них повседневные объекты. 

Жизнь вещей — центральная тема для Гросицкого. Ритуал оживотворения он проводит благодаря своей живописной манере. Художник скрупулезно воспроизводит мельчайшие сколы, дефекты, фактурные помехи на поверхностях — в работах Гросицкого вещи обретают избыточную физиологичность. Жизнь объектов он показывает парадоксально, через демонстрацию уязвимости, болезненности этой материи: живо то, что может страдать. Гросицкий пробуждает в нас эмпатию к вещам: ржавение соотносится с разложением, криво соединенные гайкой трубы — с неправильно сросшимся локтевым суставом, поломанный ключ — с вывихнутой рукой, темно-красный кусок металла на светлом фоне — со рваной раной. 

Мир вещей у Гросицкого самодостаточен. По словам художника, его интересует «существование предметов вне зависимости от человеческого бытия». При этом предметы, написанные им, хочется назвать телами. На это впечатление работает и масштаб: маленькие в реальности предметы художник многократно увеличивает, а потому их становится проще соотнести с человеком — и нас ошарашивает осознание ценности жизни в момент катастрофы, когда она ощущается особенно хрупкой.

Композиции Гросицкого барочны, для них характерно неукротимое движение энергии масс из глубины произведения наружу. Вещи вне себя — такое состояние предметного мира Гросицкого согласуется с формулой барокко. Некоторые из работ художника подходят под определение «обманка», trompe-l’œil. Барочный жанр предполагал создание иллюзии присутствия трехмерного объекта посредством живописи. Пастозная живопись Гросицкого порой практически совпадает с реальной фактурой ржавчины и считывается как рельеф, изображенным предметам становится тесно в рамах прямоугольного холста и они буквально выходят за его границы. Все это позволяет квалифицировать работы художника не как «картины», а как «живописные объекты». 

Помимо живописных произведений Андрея Гросицкого МАММ представляет графические работы художника, часть из которых ранее не выставлялась. В графике композиции художника обретают легкость. Если громады живописных вещей можно отождествить с телами страждущих, то тонкие графические зарисовки — с их душами. Они все еще извиваются и пульсируют, однако все эти состояния переносятся в другой, более тонкий регистр восприятия. 

Графика для художника становится лабораторией. Именно в графических работах он собирает из осколков быта странные механизмы, которые хочется назвать организмами — художник, будто алхимик, пытается создать новую форму жизни.

Акт оживотворения непрост: жизнь утверждает себя в порой странных, болезненных и трагических формах — таков парадоксальный оптимизм художника. Гросицкий уверен в созидательной силе искусства: «Сама природа творчества опровергает безысходность… сам акт творения утверждает оптимистическое начало». 


За предоставление экспонатов для выставки МАММ благодарит:

Фонд «Прометей» и лично Ивана Тырышкина,

Антона и Наталью Гросицких,

Сергея Александрова, Вячеслава Ершова, Марка Курцера и Дениса Химиляйне.



prometheus art foundation

Генеральные радиопартнеры

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ruMagenta