Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Аня Жёлудь - Вдох выдох

Аня Жёлудь
Вдох выдох

Аня Жёлудь. Персональное пространство.
2021 Металл, сварка. Из коллекции
PA Gallery Аня Жёлудь. Из серии «Прогноз погоды».
2019 Картон, темпера. Из коллекции Сергея
Александрова Аня Жёлудь. Из серии «Выделенная линия».
2014 Холст, акрил. Собрание Московского
музея современного искусства Аня Жёлудь. Из серии «Выделенная линия».
2014 Холст, акрил. Собрание Московского
музея современного искусства Аня Жёлудь. Сил жить… Из серии «Другая
икона». 2022 Картон, темпера. Из коллекции
Михаила Корягина Аня Жёлудь. Картина с брандмауэром. Из
серии «Другая икона». 2021 Металл, сварка.
Из коллекции Михаила Корягина Аня Жёлудь. Стихи. 2022 Фанера, темпера.
Из коллекции Aksenov Family Foundation

Аня Жёлудь. Персональное пространство. 2021 Металл, сварка. Из коллекции PA Gallery

Аня Жёлудь. Из серии «Прогноз погоды». 2019 Картон, темпера. Из коллекции Сергея Александрова

Аня Жёлудь. Из серии «Выделенная линия». 2014 Холст, акрил. Собрание Московского музея современного искусства

Аня Жёлудь. Из серии «Выделенная линия». 2014 Холст, акрил. Собрание Московского музея современного искусства

Аня Жёлудь. Сил жить… Из серии «Другая икона». 2022 Картон, темпера. Из коллекции Михаила Корягина

Аня Жёлудь. Картина с брандмауэром. Из серии «Другая икона». 2021 Металл, сварка. Из коллекции Михаила Корягина

Аня Жёлудь. Стихи. 2022 Фанера, темпера. Из коллекции Aksenov Family Foundation

Москва, 27.09—30.11.2025

до окончания выставки — 13 дней

Поделиться с друзьями




О выставке

АНЯ ЖЁЛУДЬ

Вдох выдох



Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Работа с архивом Ани Жёлудь: Юлия Тихомирова

Соорганизаторы: PA Gallery, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»


Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Ани Жёлудь «Вдох выдох».

Без произведений Ани Жёлудь, одной из самых ярких художниц российской арт- сцены последних 20 лет, трудно представить отечественное искусство первой четверти XXI века. Уже в 26 лет, в 2007 году, она была номинирована на государственную премию в области современного искусства «Инновация», в 2008 году — на Премию Кандинского. Первая персональная музейная выставка Жёлудь прошла в 2009 году в Государственном Русском музее. В том же году она стала одним из немногих российских художников-участников основного проекта Венецианской биеннале современного искусства. Ее работы находятся в собрании ведущих музеев России: Эрмитажа, ГРМ, ГТГ, ММОМА, МАММ, РОСИЗО и других.

Аня Жёлудь ушла из жизни 4 июня 2025 года в возрасте 43 лет, оставив огромное художественное наследие, создав свой неповторимый авторский стиль, что удается только очень немногим и очень большим художникам. Ее живопись и ее металлические скульптуры всегда узнаваемы с первого взгляда. Она визуализировала контуры окружающего нас предметного и природного мира, часто используя неожиданный и, казалось бы, совсем не «женский» материал — металлические прутья. Создавая скелеты окружающих предметов: стола, стульев, вешалки, рояля, она проявляла суть, душу того, что изображала — в ее объектах пустота говорила больше, чем контуры. С помощью своих брутальных железных прутьев Жёлудь создавала метафору тех невидимых связей, которые окутывают наш мир и всех людей. Именно этот проект, «Коммуникации», был представлен на 53-ей Венецианской биеннале. К теме коммуникаций Аня жёлудь вернулась незадолго до своего ухода из жизни: в 2025 году в PA Gallery открылась ее выставка «Абзац» о разрыве связей.

Важнейшая часть творчества Ани Жёлудь — ее маленькие «картинки», где на сером фоне из белого проступают лаконичные слова, написанные детским почерком: «вход», «выход», «вдох», «выдох»... Эти текстовые работы Жёлудь — живой дневник, очень искренний, пронзительный. Гибкой проволочной прописью она выводит короткие экзистенциальные фразы на грани «бытовухи» и бытия: «кран не поменяла», «холод страх», «все делится на живое и мертвое», «воды принести сама не могу» — живопись дребезжит жестью. Работы Жёлудь биографичны, фразы и образы вырваны из контекста жизни художницы, но они универсальны и отзываются в душе каждого.

Текстуальные картины принадлежат сериям «ПОЛ БЕДЫ, или Иллюзия быта» и «После зимы». Серийность картин для нее принципиальна: акт живописания она часто превращала в акцию, ей была важна процессуальность создания огромного количества картин одного типа. Подобные серии становились поводом к созданию так называемых «акций», во время которых художница или продавала за бесценок, или раздаривала свои произведения. Одна из этих акций называлась «Отдам в хорошие руки» — так обычно говорят о любимых домашних питомцах, с которыми расстаются вынужденно. Благодаря таким акциям работы Ани Жёлудь появились у большого количества людей, ставших сопричастными ее искусству.

Маниакальное повторение одних и тех же образов, будь то сорок один раз нарисованный бидон или шестьдесят раз запечатленный чайник, становилось для художницы поводом к изучению самого процесса рисования. Аня Жёлудь скрупулезно описывала свои ощущения в дневниках и записках. Выдержки из ее текстов сопровождают экспозицию.


Выставка Ани Жёлудь в МАММ — это своеобразный конспект творчества художницы, не претендующий на полноту, но включающий большинство ее этапных, концептуально значимых работ.


МАММ благодарит за предоставление экспонатов:

Государственную Третьяковскую галерею и лично ее генерального директора Елену Проничеву,

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и лично его генерального директора Ивана Лыкошина,

Московский музей современного искусства и лично его директора Василия Церетели,

PA Gallery, лично Елену Паршину, Надежду Аванесову и Александра Баландина,

Музей современного искусства «Гараж», Москва и лично его директора Дарью Котову,

Фонд поддержки и реализации культурных инициатив Синара и лично его директора Наталью Левицкую,

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» и лично Екатерину и Владимира Семенихиных,

Галерею Gridchinhall и лично Светлану и Сергея Гридчиных, Limonov Art Foundation и лично Сергея Лимонова,

Aksenov Family Foundation и лично Дмитрия Аксенова,

Сергея Александрова, Антона Белова, Максима Боксера, Ирину Вольскую, Михаила Гуревича и Оксану Полякову, Паруйра Давтяна, Анну Зайцеву, Прасковью Климову, Антона Козлова, Кристину Колякину, Михаила Корягина, Игоря Маркина, Веру Нигматуллину, Ольгу Слуцкер, Дарью Суровцеву, Игоря Суханова, Софью Троценко, Екатерину Финогенову, Дениса Химиляйне, Дмитрия Шохина и других частных коллекционеров.

Благодарим Музей современного искусства «Гараж», Москва за предоставленную возможность работы с архивом.



Соорганизаторы

Стратегический партнер музея

alfabank

Генеральные радиопартнеры

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ruMagenta