образовательный проект16/I 18:00. МАММ ул. Остоженка, 16
В основе курса авторская инновационная программа преподавания русской литературы в контексте русской и мировой литературы и культуры. Доктор филологии (Dr.Philol.) Дарья Невская не только универсальный преподаватель, но и журналист, культуролог, один из авторов уникальной образовательной программы и созданных на ее базе учебников по русской литературе и культуре для русских школ зарубежья. В сферу ее интересов входит классическая и современная литература, история России, язык блогосферы, экранизации романов. Она успешно совмещает научную деятельность и журналистику, работу в вузе и чтение публичных лекций, работу эксперта в области образования и занятия с детьми по своей программе.
Ребята познакомятся с героями, которые вошли в коллективный фонд мировой культуры и давно воспринимаются вне принадлежности к какой-либо национальной культуре (Тесей, Одиссей, Икар, Прометей, Моисей, Авель и Каин, Амур и Психея, и порожденные Новым временем Робинзон, Пинкертон, Шерлок Холмс и другие). В диалог вступят культурные герои античных мифов и их отрицательные двойники — трикстеры; средневековые рыцари, безраздельно отдавшие себя служению церкви, королю и Прекрасной Даме и «простаки»; цари и самозванцы; герои средневековых эпосов и былинные богатыри, русские князья, посвятившие себя служению Отечеству и обыкновенные люди, совершающие неприметные, ежедневные подвиги во имя дружбы и любви. Ребята смогут проследить долгую жизнь мифологических, фольклорных мотивов и образов в изобразительном искусстве и литературе (в том числе в книгах о Гарри Поттере, в современных детских детективах, в романах/рассказах жанра фэнтези и «страшилок»). В диалог будут вовлечены исторические события и деятели, повлиявшие на развитие мировой истории и культуры. А живописцы и скульпторы прямо на наших глазах станут соперничать с писателями за лучшее воплощение героев мировой культуры. И, самое главное, у ребят появится возможность:
• самим начать диалог с героями русской и мировой литературы и культуры;
• оценить события прошлого, как с точки зрения современного человека, так и с позиции людей разных культурно-исторических эпох;
• обнаружить следы присутствия «своего» в «чужом» и «чужого» в «своем».
Все это им пригодится для того, чтобы ответить на вопросы «Кто я?» и «Откуда я?».
Возможны небольшие изменения в программе (уменьшение/увеличение количества занятий на каждую тему), связанные с учетом уровня подготовленности группы и ее интересов. Возрастные ограничения для каждой группы носят условный характер. Возможно, кто-то из детей захочет заниматься в другой группе в силу своего индивидуального развития или интересов.
1. Мировой океан, мировая гора, мировое яйцо и мировое древо: космогонические мифы о сотворении мира. Миф как особый способ восприятия и познания мира (1 занятие).
2. Почему у медведя нет хвоста? Этиологические мифы разных народов и их реализация в сказках и в литературе (1 занятие).
3. Божества высшей и низшей мифологии. Развитие фольклорных мотивов в литературе и изобразительном искусстве, в кинематографе и анимации (1 занятие).
4. Трикстеры и «дураки» против Тесея и Ивана Царевича. К истории возникновения положительных и отрицательных персонажей мировой культуры (1 занятие).
5. Можно ли увидеть притчу? Евангельские сюжеты в изобразительном искусстве (2 занятия).
6. В каждом из нас живет Одиссей. Путешественники и путешествия к неведомым мирам и цивилизациям (1 занятие).
7. Кто придумывает страшные истории? Былички, «страшилки», святочный рассказ о гадании в русской и мировой литературе и культуре (2 занятия).
8. Фантасты предупреждают. Художественные и научные тексты о будущем (1 занятие).
9. Кодекс рыцарской чести: есть ли возможность соблюдать его в наше время? Культурно-исторический миф о рыцарской культуре и его отражение в литературе и изобразительном искусстве (2 занятия).
10. Спасители Отечества: от Ильи Муромца до Спайдермена. Былинные и исторические герои в народном сознании и мировой культуре (1 занятие).
11. «Большой человек» и «маленькие люди». Жизнь и нравственные подвиги простых (не великих и не известных) людей в литературе и изобразительном искусстве (1 занятие).
12. Каким бывает юмор? О способах передачи смешного и не очень смешного в культуре (1 занятие).
Получить дополнительную информацию можно у автора курса - Дарьи Невской по телефону 8-916-155-09-64.
Для детей старше 12 лет.