кино12/VII 18:00. Кинозал
Организаторы: Гёте-Институт (Москва), Мультимедиа Арт Музей (Москва), Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.
Участники воршопа: Адибеков Кирилл, Баевер Антонина, Венков Дмитрий, Ефимова Екатерина, Жуков Петр, Караева Карина, Коптяева Елена, Круговых Таисия, Лазарева Екатерина, Марченкова Виктория, Никуленкова Наталья, Радинский Алексей, Сокол Хаим, Таруц Алексей, Толкачева Анна, Эфрусси Татьяна.
Всемирно известный немецкий художник Харун Фароки с 1 по 12 июля 2013 года проводит в Москве воркшоп «Труд одним планом» (Labour in a single shot), по итогам которого участники проекта представят новые короткие видеоработы на тему труда.
Проект Антье Эман (Antje Ehmann) и Харуна Фароки (Harun Farocki) реализуется в 15 городах мира с 2011 года — аналогичные московскому воркшопы уже прошли в Бангалоре (Индия), Берлине (Германия), Женеве (Швейцария), Каире (Египет), Лиссабоне (Португалия), Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Тель-Авиве (Израиль). Все видео, созданные в рамках воркшопов, размещаются в веб-архиве проекта. Избранные работы демонстрируются в ходе проекта на нескольких промежуточных выставках, а завершится проект двумя итоговыми выставками в Берлине и Бостоне зимой 2014 г.
Задача участников воркшопа — снять короткие видеоработы (до 2-х минут), запечатлев одним планом тот или иной вид труда. Съемки в разных городах мира позволяют показать труд, традиционный или недавно появившийся, во всем его разнообразии и местной специфике. В любом городе мы ежедневно сталкиваемся с различными видами труда, однако большая часть работы происходит за закрытыми дверями. Часто труд не только невидим, но также и невообразим. Здесь камера выступает как инструмент исследователя: где какой вид труда мы видим? Что скрыто? Что происходит в центре города, а что — на периферии? Что характерно и что необычно для данного города?
Почти любой труд имеет повторяющийся характер. Как в его съемке обнаружить его начало и конец? Воркшоп обращается к формальным основам кинематографии и поднимает вопрос о сути самого съемочного процесса. Должна ли камера быть неподвижной или двигаться? Как одним планом запечатлеть хореографию рабочего процесса?
Современные документальные фильмы часто стремятся менять планы один за другим, создавая кинематографический беспорядочный микс. В отличие от них фильм, снятый одним планом, соединяет предопределение и открытость, концепт и непредвиденное стечение обстоятельств. Снимая одним непрерывным планом, участники проекта используют метод ранних фильмов XIX века, таких как «Рабочие, покидающие фабрику» или «Прибытие поезда» братьев Люмьер.
Частью проекта является перевод в современную эпоху раннего фильма Люмьеров — в каждом городе, где проходит воркшоп, снимаются римейки знаменитого «выхода с фабрики». Каких рабочих, уходящих со своих рабочих мест, мы все еще видим и где?
Харун Фароки (Harun Farocki, р. 1944) — немецкий кинорежиссёр и сценарист, выходец из Чехословакии. В 1966–1968 годах учился в Академии кино и телевидения в Западном Берлине, в 1974–1984 годах занимался кинокритикой, в 1990-е преподавал в США. В настоящее время преподаёт в Венской академии изобразительных искусств. Автор острокритических документальных фильмов «Когда-нибудь ты меня тоже полюбишь» (1973), «Между двумя войнами» (1978), «Как видите» (1986), «Картины мира и подписи войны» (1988), «Жить в ФРГ» (1990), «Жесты рук» (1997), «Я думал, что видел заключенных» (2000), «Без риска не бывает» (2004, премия Херберта Квандта, 2006) и др. Снял ленты, посвященные Петеру Вайсу, Петеру Лорре, Жану-Мари Штраубу, Вилему Флуссеру. Ретроспективы на международном фестивале в Локарно (1998), на международном фестивале независимого кино в Буэнос-Айресе (2003). Премия Петера Вайса (2002) и другие.