образовательный проект13/XI 19:00. МАММ ул. Остоженка, 16
В цикле лекций известного музыкального критика Алексея Парина раскрываются секреты нынешнего оперного бума, характерного для нашей страны и всего мира. Что делает оперу вместилищем новых идей и новых установок? Как делается опера? Как композиторы разных веков понимали, что такое «театральная музыка»? Что зависит от либреттиста в его скромном деле? Почему сегодня важны режиссеры и их мышление? Чем может блеснуть дирижер в оперном театре сегодня, когда именно театральная сторона постановки становится доминирующей? Кто из оперных певцов занимает сейчас главное место и почему?
Все эти вопросы найдут ответы — на примере самых знаменитых сегодняшних спектаклей. Слушатели пройдут долгую дорогу, которая позволит им смелее разбираться в сложном оперном мире наших дней.
Лекция первая
13 ноября в 19:00
Композитор: полюбить текст или игнорировать его?
С самого момента рождения оперы все композиторы строго делятся на два типа. Одним важнее театральное действие, динамика и пульс интриги, которые заключены в тексте либретто. Другие больше ценят музыкальные тонкости, свое вúдение цельной композиторской идеи, сам текст для них не так важен. Легендарный певец Орфей может петь действенно и проникновенно — или благозвучно и изящно: рождаются два разных образа. На примерах Монтеверди и Кавалли в XVII веке, Моцарта и Глюка в XVIII столетии, Россини и Верди, Прокофьева и Берга лектор рассмотрит разные типы композиторского мышления. Сравнение музыкального мышления итальянца Верди и немца Вагнера позволит также представить модели национального музыкального мышления.
Лекция вторая
20 ноября в 19:00
Либреттист: слушаться композитора или идти своей дорогой?
Прежде музыки при рождении оперы возникает текст. Его пишет либреттист. Какие у него полномочия? Что он может предложить или даже навязать композитору? Во Франции для великого Жана Батиста Люлли тексты писал Филипп Кино, и на его стихах держалась какая-то часть магии оперной музыки. В XVIII веке главным либреттистом для опер-сериа стал Пьетро Метастазио — он придумал железную схему интриги, и на один и тот же его текст писали оперы весьма многочисленные композиторы — до 80 сочинителей! Основой многих страшных и эффектных «больших опер» в Париже стали тексты блестящего драматурга Эжена Скриба. Почему его драматургия так хорошо подходила для увлекательного действия? Как относился великий Верди к текстам своих либретто? На эти и многие другие вопросы лектор (который сам написал полтора десятка либретто) попытается дать исчерпывающие ответы.
Лекция третья
4 декабря в 19:00
Дирижёр: любить композитора или держать его на поводке?
Дирижёр читает партитуру, сочиненную композитором, создает из нее свой собственный, новый мир. Этот мир может быть похож на то, что имел в виду композитор (давно уже умерший), а может быть и совсем другим. Как трактовал Моцарта Густав Малер в Венской опере век назад — и как трактует его Теодор Курентзис сегодня? Верди в исполнении Артуро Тосканини и в интерпретации Антонио Паппано — в чем их разница? Как меняется дирижерское искусство в опере со временем? Великий знаток барочной музыки Уильям Кристи — как он играл оперы Люлли 40 лет назад и как он читает их сегодня? О дирижерах в опере возникает много вопросов, на которые иногда ответить крайне трудно.
Лекция четвертая
11 декабря в 19:00
Режиссёр: надо смотреть, а не слушать оперу!
В разных странах начало серьезной режиссерской работы в опере трактуется по-разному. В России начинателями «режиссерского театра» в опере справедливо считаются Станиславский и Немирович-Данченко (начало ХХ века). В Германии первопроходцем признают Вальтера Фельзенштейна, основателя «Комише Опер» (40-е годы ХХ века). Во Франции пионером стал Патрис Шеро, поставивший «Кольцо нибелунга» в Байройте в 1976 году. Как бы то ни было, сегодня есть немало режиссеров, каждый из которых приносит в оперу что-то свое, создает свой особый внутренний и внешний мир. Сравнение постановок Дмитрия Чернякова, Каликсто Биейто, Мартина Кушея, Петера Конвичного и Питера Селларса даст возможность заглянуть в мастерские выдающихся творцов нового.
Лекция пятая
18 декабря в 19:00
Художник: я вам покажу, кто здесь главный!
Художник приходит в оперу как равноправный партнер режиссёра. Он в принципе выполняет задание постановщика. Но есть художники, которые тянут на себя одеяло, присваивают себе пальму первенства. А ещё есть художники, которые становятся режиссерами и тем самым звучно заявляют о превалировании в опере визуального начала. Лектор рассмотрит постановки Жана-Пьера Поннеля, Роберта Уилсона, Ахима Фрайера и Уильяма Кентриджа как образцы «театра художника». Вместе с тем работы таких мастеров-сценографов, как Александр Головин, Альфред Роллер, Сергей Бархин, Анна Фиброк, Пол Браун, заслуживают самого подробного рассмотрения как весьма убедительные способы постижения музыкальной вселенной.
О лекторе
Алексей Парин — театровед, музыкальный критик, режиссер, либреттист, поэт и переводчик поэзии, автор более чем 700 эссе и статей по проблемам современного музыкального театра, а также ряда книг и монографий: «Хождение в невидимый град. Парадигмы русской оперной классики» (1999), «О пении, об опере, о славе» (2003), «Фантом русской оперы» (2006), «Европейский оперный дневник» (2007), «Елена Образцова. Голос и судьба» (2009), «Новое пение» (2017).
Главный редактор «Большого журнала Большого театра» (2000–2004), главный редактор издательства «Аграф».
Художественный руководитель фестиваля «Сакро Арт» в Локкуме (1995–2004), постановщик опер «Так поступают все женщины» на Людвигсбургском фестивале (1999), «Похищение из сераля» Моцарта и ряда проектов в театре «Геликон-опера», автор более десятка оперных либретто.
Билеты доступны в кассе музея в день лекции
Стоимость билета — 300 руб.
Для абонентов Tele2 вход бесплатный
Дополнительная информация: +7 (495) 637-11-22 доб. 228/216; mk@mdf. ru