Мультимедиа Арт Музей, Москва | События | Цикл лекций Ирины Кулик: «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков».
 Цикл лекций Ирины Кулик: «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков».

образовательный проект30/IX 19:00.

Цикл лекций Ирины Кулик: «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XXXXI веков».

Мультимедиа Арт Музей, Москва | МАММ | представляет цикл лекций одного из главных российских художественных критиков Ирины Кулик «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков».

В мае этого года, в разгар пандемии, во французской газете «Le Monde» появилось письмо, подписанное двумя сотнями ученых, интеллектуалов, артистов, призывающее человечество отказаться от стремления вернуться к привычному, но губительному обществу потребления, и задуматься о том, что раз уж перемены неизбежны, не могут ли они стать переменами к лучшему. 

Лекционный курс «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков» исследует произведения признанных мастеров мирового и российского современного искусства, кинематограф и музыку, телевизионные сериалы и интернет-паблики. На первых лекциях курса речь пойдет о «хонтологии». Неологизм «hauntology» был предложен философом Жаком Деррида в книге «Призраки Маркса», а благодаря современным английским мыслителям и музыкальным критикам Марку Фишеру и Саймону Рейнолдсу превратился в один из векторов современной культуры, утратившей перспективу будущего как возможной смены общественного строя и одержимой меланхолией по устаревшим утопиям. Слово «хонтология» прижилось в качестве названия одного из направлений современной электронной музыки, но не менее интересно применить этот термин к современному искусству, где руины модернисткой архитектуры, утративших свою актуальность идеологий или канувших в небытие медиа, исследуют художники, принадлежащие к разным поколениям и культурам — в том числе и пережившие крах коммунистической идеи по другую сторону «железного занавеса» — в бывшем СССР, Польше, Китае.

Расписание:

1 лекция (30 сентября, 19:00)

Руины ненаступившего будущего

В первой лекции «Руины ненаступившего будущего» будет рассматриваться понятие «хонтология» и как с ней связаны фильм Йохана Йоханнссона «Последние люди, первые люди»  и интернет-паблики о послевоенном модернизме бывших соцстран, искусство Тациты Дин и Доминик Гонсалес-Фестер.

Купить билет

2 лекция (14 октября, 19:00)

Ввысь в прошлое 

Воздухоплавание было одним из центральных сюжетов исторического авангарда — будь то сочинявшие балеты самолетов итальянские футуристы или мечтавшие о летающих городах русские будетляне.  И хотя с тех пор авиаперелеты стали рутиной, а города так и не оторвались от земли, художники — будь то бельгиец Панамаренко или аргентинец Томас Сарацено — продолжали изобретать новые способы оторваться от земли и вернуться к пусть и заведомо несбыточной авангардной утопии.

Купить билет

3 лекция (28 октября, 19:00)

Фантомный соцреализм

Художники «Новой лейпцигской школы» — Нео Раух, Маттиас Вайшер, Тило Баумгартель — получили художественное образование в ГДР и оказались невольными наследниками традиции соцреализма, язык которого сегодня способен генерировать  фантасмагорическую параллельную реальность, как и миры, которые появляются в живописи нынешних российских художников традиционной выучки — Таисии Коротковой, Антона Кузнецова, Марии Сафроновой.

Купить билет

4 лекция (11 ноября, 19:00)

Вымышленная архитектура и «панельки»

Работающие в жанре «вымышленной архитектуры» художники — бельгиец Филип Дюжарен, испанец Виктор Энрих, канадец Карл Циммерман и многие другие — наследуют традиции архитектурной утопии. Но придуманные ими города и строения не обращены в будущее, где они однажды смогут быть построенными. Напротив, художники доводят до абсурда идеи архитектурного модернизма, как в его радикальных, так и банализированных формах, сомневаясь в амбициях архитектуры рационализировать нашу среду обитания. Не менее дистопической может предстать и реальная архитектура российских «спальных районов» в фотографических исследованиях Александра Гронского или живописных полотнах Павла Отдельнова.

Купить билет

5 лекция (1 декабря, 19:00)

Паранормальное, как ностальгия по просвещению

Атомные станции, секретные лаборатории, таинственные научные разработки находятся в центре трех, возможно, самых интересных сериалов последних лет: «Очень странные дела», «Тьма» и «Байки из Петли».  Действие всех этих сериалов так или иначе захватывает недавнее прошлое — 1980-е, как в «Очень странных делах» и частично в «Тьме», или некое, куда менее определенное, но столь же ностальгическое время, как в «Байках из Петли».

Вся устрашающая мощь прогресса осталась в прошлом. Мир еще таил тайны, и потому наука казалась более могущественной. Современное искусство — будь то «кабинеты» Дэмиена Херста или Марка Диона, или таинственные инсталляции Лорана Грассо — разделяет с «поп-модернизмом» сериалов очарованность былой мощью науки и прогресса, а также ностальгию как по непознанному, которое еще только предстоит открыть, так и по убежденности в том, что все в мире можно описать и упорядочить.

6 лекция (15 декабря, 19:00)

Мир вне времени. Дюссельдорфская школа фотографии

С конца 1950-х годов Бернд и Хилла Бехеры фотографировали индустриальные строения XIX—ХХ вв. — заводы, шахты, градирни, в которых немецкие фотографы-концептуалисты предлагали увидеть «анонимные скульптуры» и памятники промышленной эпохи, не оставившей после себя дворцов и соборов. Эпохи, которая в то время подходила к концу: большинство заводов и шахт, которые они снимали, были заброшенными.

Красота, которую Бехеры открыли в промышленной архитектуре — это сюрреалистическая красота сооружений, утративших свою функциональность и оказавшихся даже не в прошлом, а вне времени. В 1976 году Бернд Бехер создал первый класс художественной фотографии в Дюссельдорфской академии искусств. Его учениками стали многие звезды современной фотографии — Андреас Гурски, Кандида Хефер, Томас Руфф и другие.

7 лекция (29 декабря, 19:00)

Монументы энтропии. Лэнд-арт

С 1972 года американский художник Майкл Хейзер строит в пустыне Невада свой «Город» — лэнд-артный объект размером, по словам художника, с целую цивилизацию, но цивилизацию исчезнувшую. Проект не закончен и закрыт для публики, но тем не менее уже стал частью истории искусства — и ее мифом.  Классический лэнд-арт — будь то работы Хейзера или Роберта Смитсона — вписывал свои произведения не только в пространственный, но и во временной ландшафт, меняя наше восприятие истории и собственного места в нем. Лэнд-арт как манипулирование памятью и мифотворчество становится одним из сюжетов художника Сиприена Гайара, исследующего современную эстетику руин.

Ирина Кулик — художественный критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке. 

16+

Расскажите друзьям