Мишель Платник. После «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда, 1965». 2013. Цветная фотопечать. Предоставлено Сержем Тироше и ST-ART Collection. © Michel Platnic
Мишель Платник. После «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда, 1969». 2014. Цветная фотопечать. Предоставлено Сержем Тироше и ST-ART Collection. © Michel Platnic
Мишель Платник. После «Три эскиза портрета Джона Эдвардса, 1984». 2013. Цветная фотопечать. Предоставлено Сержем Тироше и ST-ART Collection. © Michel Platnic
Мишель Платник. После «Триптих, 1983». 2014. Видео. Предоставлено Сержем Тироше и ST-ART Collection. © Michel Platnic
Мишель Платник. После «Фигура, стоящая у раковины, 1976». 2013. Цветная фотопечать. Предоставлено Сержем Тироше и ST-ART Collection. © Michel Platnic
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
В серии работ «После» Мишель Платник, используя процесс медиальной трансформации, вступает в диалог с картинами выдающегося британского живописца Френсиса Бэкона. Платник воспроизводит картины Бэкона в виде трехмерных объектов, которые он выстраивает в своей мастерской наподобие театральных декораций или драматических инсталляций. В этих трехмерных конструкциях художник размещает живых людей (себя или своих знакомых), которые соответствуют фигурам на картинах Бэкона, и расписывает их тела и лица в характерной бэконовской манере. Переведя картину в три измерения, Платник затем вновь трансформирует ее с помощью фотографии и видеосъемки, которая привносит в изображение измерение времени и движения.
«На концептуальном уровне, — пишет Хадас Маор в каталоге выставки, — Платник кажется близким Бэкону многими аспектами своих работ: сложной архитектоникой, ощущением пространства, скрытым эмоциональным возбуждением. Однако он использует все эти аспекты скорее как отправные точки, стремясь привнести в них другие, дополнительные измерения. Платник вовсе не пытается реконструировать или продублировать уникальный живописный момент произведений Бэкона — скорее он работает в диалоге с ним».
Интересно взглянуть на фотографии Платника с точки зрения их связи с идеей камуфляжа, поскольку одной из наиболее очевидных особенностей его работ является растворение живого человеческого тела в живописной среде. Но в серии «После» иллюзия растворения фигуры в фоне рассеивается. Отчасти это рассеивание является следствием перевода из одного медиума в другой, но особенно заметно в видеоработах. Видеосъемка выявляет не только устройство иллюзорного пространства, но и невозможность для актера сохранять неподвижность на протяжении длительного периода времени. Видеоработы подчеркивают независимость фигур от их окружения, что выражается в обозрении границ пространства и бесцельном движении внутри него.
В серии «После» акт апроприации предельно откровенен: эти работы открыто указывают на свой источник, сразу же опознаваемый как картины Бэкона с их уникальным стилем и нереалистической манерой изображения фигур. Мишель Платник тщательнейшим образом воспроизводит эти особенности, но чем более точна его мимикрия, тем сильнее бросаются в глаза различия между «первоисточником» (живописью Бэкона) и его собственными работами. В этом смысле обращение Платника к Бэкону указывает на начало процесса медиальных переходов.
Наама Хайкин