выставка завершилась
Александр Слюсарев (1944-2010), по профессии переводчик с итальянского языка. Фотографией увлекся еще в школе, посещал студию при журнале «Советское фото». С конца 1960-х участвует в выставках, сначала в Прибалтике, потом — в России.
Его вхождение в фотографию совпадает со временем хрущевской оттепели. В 1957 году в Москве проходит Международный фестиваль молодежи и студентов, в страну хлынули зарубежные книги и журналы, в том числе по фотографии. Журнал «Camera» стал для Слюсарева одним из важнейших проводников в мир фотографии.
Уже первые фотографии Слюсарева начала 1960-х — заявка на создание собственного стиля, принципиально противоположного устоям социалистического реализма, главенствовавшего в то время в советской фотографии. Его интерес к формальным вопросам фотографии, проблемам света, композиции, с одной стороны, определял его творческий путь; с другой стороны, он занимался поисками метафизического содержания и трансцендентного начала. Именно Слюсареву принадлежит термин метафизическая фотография, введенный им в 1970-е годы. Интересно, что и в поэзии в это время появляется школа метафорических поэтов (Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Еременко), которые ставят перед собой подобные задачи.
Минимализм, интерес к разрушенным фактурам и текстурам, которыми была полна советская действительность и которых не замечал глаз идеологизированного советского человека, предельная интимность и одновременно философское обобщение стали главными особенностями творчества Александра Слюсарева конца 1960-х — начала 1970-х годов. Излюбленным сюжетом Слюсарева, ставшим одним из основных в неофициальной советской фотографии, являются окна. Стоит заметить, что в это же время такие важнейшие художники русского андеграунда как Эрик Булатов, Иван Чуйков, Олег Васильев также создают серии работ, связанных с окнами и проблемой выхода. В абсолютно закрытом, отгороженном от мира железным занавесом Советском Союзе проблема выхода становится важнейшим экзистенциальным вопросом. Выходом для Слюсарева оказывается свет.
В лаконичных, минималистских и изысканных работах Александра Слюсарева то, что за кадром, всегда важнее изображаемого. В обществе, где все говорили на эзоповом языке, где смыслы были затерты идеологическими слоганами, где видели то, что знали, фотография для Слюсарева становится инструментом философской рефлексии и альтернативным способом жизни.
Ольга Свиблова