Альберта Тибурци. Съемка для журнала Amica. Дизайнер платья — Роберто Капуччи. Рим, 1982. Предоставлено автором
Альберта Тибурци. Съемка для Рокко Барокко. 1979. Предоставлено автором
Альберта Тибурци. Съемка для книги Роберто Капуччи. 1980-е. Предоставлено автором
Альберта Тибурци. Съемка для Terme di Saturnia. Модель — Симонетта Джанфеличи. 1985. Предоставлено автором
Альберта Тибурци. Съемка для журнала Amica. Модель — Микаэла Бок. 1987. Предоставлено автором
Альберта Тибурци. Съемка для журнала Amica. Модель — Микаэла Бок. 1987. Предоставлено автором
Альберта Тибурци. Съемка для журнала Amica. Кэрол Альт в образе от Энрико Ковери. 1983. Предоставлено автором
Альберта Тибурци. Съемка для Рокко Барокко. 1979. Предоставлено автором
выставка завершилась
В. О., 29-я линия, д. 2
http://www.erarta.com/
Москва
Центральный выставочный зал «Манеж»
Санкт-Петербург
Музей современного искусства Эрарта
Альберта Тибурци
Блестящая эпоха. Итальянская мода 80-х
Кураторы: Ольга Страда, Мария Лаврова
При поддержке Итальянского института культуры в Москве
В рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет первую персональную выставку Альберты Тибурци — культовой итальянской модели и фэшн-фотографа. В 1960-е годы Тибурци не сходила с обложек Vogue и Harper's Bazaar, а ее собственные снимки для модных журналов получили признание классиков мировой фотографии.
Альберта Тибурци родилась в Риме. Совсем юной на одной из улиц Вечного города она попалась на глаза представителю модельного агентства и вскоре начала сниматься у великих фотографов: Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона, Джана Паоло Барбьери, Ирвина Пенна, Хиро Вакабаяши и других. Именно Вакабаяши подарил ей фотоаппарат Minolta, с помощью которого она стала снимать самостоятельно.
Поначалу Тибурци воспринимала фотографию как игру, вызов самой себе, так как знала за собой три «недостатка»: она красива, она женщина, она родилась в Риме. Однако первые же кадры, снятые почти небрежно, еще нетвердой рукой, получили одобрение Вакабаяши и других мастеров, которые убедили ее не бросать фотографию, оценив дерзость ракурсов и смелую игру света. Позднее Тибурци назовут signora della luce — «королева света» — как мы помним, Феллини считал свет основой изобразительных искусств.
В конце 1960-х годов знаменитый редактор Vogue Диана Вриланд пригласила ее в Нью-Йорк, где Тибурци стала частью динамичной жизни культурной столицы. Она бывала на Фабрике Энди Уорхола, общалась со звездами фотографии, у которых, как человек наблюдательный, переняла не столько технику фотографии, сколько ее дух.
Тибурци-фотограф попадет в мир моды, пройдя путь фоторепортера, весьма показательный для Италии конца 70-х — начала 80-х годов. Она работает для популярного журнала L'Espresso, снимает европейских и голливудских звезд, останавливающихся в Риме.
Вскоре Тибурци становится одним из самых востребованных фотографов, работающих для глянцевых журналов. Она снимает в годы расцвета высокой моды в Италии, когда имена итальянских кутюрье гремят на весь мир. Тибурци добивается особой химической связи между нарядом, моделью и окружающим пространством. Это особенно заметно в фотосъемках, которые проходили в Риме. Чувственность итальянского барокко и строгость рациональной архитектуры не заслоняют главного героя кадра — одежду. Из-за обилия зеркал и отражателей съемочная площадка, на которой работала Тибурци, походила на киностудию, а благодаря приемам, позаимствованным у авангардного искусства, в пространство снимков врывались абстрактные элементы. Эти вписанные в кадр причудливые формы — эхо формальных поисков, которые активно велись в те годы на мировой художественной сцене.
Альберта Тибурци лично следила за съемочным процессом от начала и до конца. Она сама отбирала моделей, порой проявляя редкую интуицию. Среди тех, кого открыла Тибурци, настоящие иконы мира моды: Симонетта Джанфеличи, чертами напоминающая персонажей Боттичелли, а также канадка Дейл Хэддон.
Женщины на фотографиях Тибурци свободны, современны, энергичны и чувственны. Они существуют в согласии с окружающей природой. Во взгляде Тибурци на женское тело нет и намека на мужской фетишизм, в котором главенствуют борьба и подчинение. В своих снимках она освобождает чистую красоту и женственность от закрепившихся стереотипов, которые сегодня воспринимаются как пережитки прошлого.
Альберта Тибурци сыграла саму себя в фильме «Падение» английского режиссера Питера Уайтхеда. Считается, что она также стала прототипом женщины-фотографа, роль которой исполнила Фэй Данауэй в триллере Ирвина Кершнера «Глаза Лоры Марс» (1978). Работы Тибурци публиковались в различных фотожурналах и книгах, среди которых Life Photographers, Progresso fotografico, Fotopratica, Il mestiere di fotografo, Fotografia e seduzione nei luoghi del disincanto и многие другие.
Ольга Страда