Владимир Богданов. Байк-центр. Москва, 1990-е Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Богданов. Сретенка. Москва, 1984. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Богданов. К нам приехал Хулио Иглесиас. Москва, 1995. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Богданов. Китайская шубка. Москва, 1993. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Богданов. Шубы и телогрейки. Москва, 1990-е. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Богданов. Страстной бульвар. Москва, 1992. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Богданов. Ленинград, 1964. Мультимедиа Арт Музей, Москва
выставка завершилась
В рамках программы «Классики российской фотографии» МАММ представляет первую масштабную ретроспективу выдающегося современного фотографа Владимира Богданова. В экспозицию вошли более 100 фотографий из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва, созданных Богдановым в 1960-е — 2000-е годы.
Владимир Богданов родился в 1937 году. Начало его творческой деятельности совпало с хрущевской «оттепелью». Впервые за долгое время у художников, писателей, поэтов, фотографов появилась возможность отойти от канонов сталинского соцреализма, чтобы рассказать истории самых обычных людей. На смену официозу и пафосу приходит гуманизм. Фотография становится массовым увлечением. В середине 1950-х годов при Клубах и Домах культуры один за другим открываются фотокружки. В 1955 году, ещё будучи студентом Текстильного института, Владимир Богданов вступает в одно из первых в стране объединений фотолюбителей при Выборгском Дворце культуры — ленинградский фотоклуб ВДК.
Любимое хобби Владимира Богданова становится его профессией. Через несколько лет его фотографии начинают публиковать газеты «Смена» и «Ленинградская правда». Позже — уже в Москве — Богданов начинает сотрудничать с «Комсомольской правдой», «Советской Россией» и «Литературной газетой», в которой он проработал более двадцати лет.
Известность фотографу принесли портреты его знаменитых современников — Лили Брик, Булата Окуджавы, Фаины Раневской, Мстислава Ростроповича, Арсения Тарковского, Михаила Горбачёва, Андрея Сахарова. Не менее интересны и значительны портреты никому не известных людей — влюблённых, случайных прохожих, участников протестных митингов, детей и стариков — всегда неожиданные, непредсказуемые и живые.
Творчество Богданова оказалось заключено в рамки двух оттепелей — хрущёвской и горбачёвской, когда общество пыталось осознать и, в какой-то мере, преодолеть последствия сталинского режима и брежневского застоя, когда робкая либерализация общественно-политической жизни, ослабление цензуры помогли художникам раздвинуть идеологические границы единственно разрешённого художественного направления — социалистического реализма.
Владимир Богданов — один из самых ярких представителей street photography, «уличной фотографии». Что бы ни попадало в объектив его фотокамеры — московские дворики, волшебные набережные родного Ленинграда, переулки и улицы Вологды и Нижнего Новгорода — всё оказывалось исполненным смысла и непоказного счастья бытия. Творчество Владимира Богданова — образец свободной гуманистической фотографии, в центре внимания которой — не масса, не коллектив, но — отдельный человек.
Сам Богданов подчёркивает: «У профессиональных фотографов есть такое выражение — „прикормить точку“. Во многих снимках есть элементы случайности и везения. Для меня объект — не самое главное, важнее состояние этого объекта».
Замечательный фотограф и публицист Юрий Рост посвятил своему другу и коллеге Владимиру Богданову эссе «Эффект Богданова».
«Я учился в Ленинграде и присматривался к Городу и его обитателям. Написать хоть что-то я смог, лишь когда впитал его и их, вжился и оброс друзьями-питерцами. Когда восторг стал плавным и обыкновенным состоянием, не замечаемым в обычной жизни. А фотографировал с отвагой, и никому не показывал, потому снятое мной было не сопоставимо с фотографиями тех, кого я сразу выделил — Витя Якобсон, Валя Брязгин и Володя Богданов.
Из этой достойной троицы ближе всех был Володя, хотя с Якобсоном мы сделали две книжки и я не перестаю восхищаться его мастерством. Теперь уже по памяти. Он был великолепный газетчик. С лирическим уклоном. Насколько это было возможно в „Правде“.
Брязгин явился мне примером ненавистного словосочетания „фотохудожник“. Однако мастер был незаурядный и умел так снять и обработать изображение Города, что оно просилось в иллюстрацию или в раму на стене.
Володя Богданов духовно и душевно совпадал и совпадает до сих пор с моим представлением о „невмешательстве портрета в жизнь живого человека“. Его фотография тактична и дает представление не только о герое (а снял он великое множество людей эпохи), но и об отношении питерского интеллигента Владимира Богданова к ним. Не скажу, что всех своих героев он любит, но всех щадит. Он не пользуется властью фотографа над проживающим мимо человеком. Он терпеливо ждет, когда тот подаст Богданову неосознанный сигнал: „Снимай, я сейчас тот, кого ты ждешь“.
Подчиняясь этому подсознательному диктату, Володя словно лишается выбора, потому что талант художника-наблюдателя мимо воли его решает, какой Момент останется на снимке. И, разумеется, за мастером Богдановым остается то, что отличает искусство от ремесла — отбор. Этот отбор дает нам радость прикосновения к другим жизням и жизни самого Владимира Богданова, за которым я наблюдаю много лет. И восхищаюсь.
И восхищаюсь!»
Юрий Рост